Реализация инвестиционных проектов развития территорий с использованием мер государственной поддержки
Ю.В. Родионова (Департамент строительства и архитектуры мэрии Новосибирск)
На сегодняшний день Правительством РФ предлагается к реализации значительное количество программ, направленных на поддержку проектов развития территорий регионов и муниципальных образований. Однако условия участия в программах и требования, предъявляемые к участникам, формализованы специфическим языком экономической сферы и сложны для восприятия специалистами, занятыми в управлении городским хозяйством и архитектурно-градостроительном управлении.
В настоящей статье приводится описание основных программ государственной поддержки, условий участия в них и основных критериев, предъявляемых к участникам, а также примеры успешного участия в программах.
Для успешного привлечения бюджетных и коммерческих инвестиций на территорию необходимо обеспечить формирование комплексной градостроительной документации, которая позволяет сконцентрировать данные о текущем состоянии территории и перспективах ее развития, сформировать инвестиционный проект развития конкретной территории и привлечь ресурсы для его реализации.
Предусмотренные законодательством РФ меры государственной поддержки целесообразно как можно больше использовать в составе ресурсного обеспечения реализации проекта развития территории. Рассмотрим существующие меры господдержки, условия их предоставления и комплексный подход к их использованию.
В конце 2010 г. Правительством РФ было принято решение продолжить формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания населения. Для достижения данной цели была принята Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг., которая является логическим продолжением реализации одноименной программы в 2002-2010 гг. и предусматривает предоставление нескольких видов господдержки для реализации проектов жилищного строительства. Меры господдержки проектов жилищного строительства реализуются в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг.
Необходимо отметить, что механизм поддержки жилищного строительства, предусмотренный новой подпрограммой, является более эффективным и универсальным по сравнению с механизмом, который был заложен в ранее действующую подпрограмму «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. Например, в предыдущие годы для получения субсидий на развитие социальной, коммунальной инфраструктуры и обеспечение автомобильными дорогами новых жилых микрорайонов первоначально было необходимо воспользоваться определенными мерами господдержки и подтвердить эффективность использования данных мер. К таким обязательным мерам были отнесены госгарантии РФ по заимствованиям на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства. В 2011-2015 гг. в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов РФ» меры господдержки не подразделяются на обязательные и дополнительные, и для реализации проекта можно использовать любые из предусмотренных подпрограммой видов господдержки.
Виды господдержки жилищного строительства в 2011-2015 гг. следующие:
1. субсидии на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами РФ, муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса;
2. субсидии на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами РФ, муниципальными образованиями и (или) юридическими лицами в кредитных организациях на реконструкцию и (или) строительство энергоэффективных предприятий строительной индустрии, выпускающих энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия;
3. субсидии на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья экономкласса;
4. субсидии на строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса.
Перечисленные виды государственной поддержки предоставляются только при условии реализации на территории субъекта РФ региональной программы развития жилищного строительства, которая в обязательном порядке должна предусматривать разработку документов территориального планирования, комплексное развитие коммунальной инфраструктуры, реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства и т. д.
Важно отметить, что стимулирование разработки документов территориального планирования имеет ограниченный срок действия. В 2011 г. участникам конкурсного отбора на предоставление субсидий из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов РФ» в заявке предлагается только лишь указать планируемый срок утверждения документов территориального планирования. Однако уже в 2012 г. отсутствие утвержденных документов территориального планирования становится критерием для дисквалификации участника конкурсного отбора и как следствие причиной отсутствия возможности использования мер господдержки для развития жилищного строительства.
Новосибирская область и г. Новосибирск всегда активно участвовали в реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и за годы его реализации успешно использовали все возможные способы государственной поддержки проектов в сфере строительства.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 31 января 2011 г. № 31-п утверждена долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2011-2015 годы». Кроме того, органы власти Новосибирской области и г. Новосибирска обеспечили своевременную разработку градостроительной документации. Постановлением администрации Новосибирской области от 07 сентября 2009 г. № 339-па утверждена схема территориального планирования Новосибирской области. Решениями Совета депутатов г. Новосибирска от 26 декабря 2007 г. № 824 утвержден Генеральный план Новосибирска, от 24 июня 2009 г. № 1288 утверждены Правила землепользования и застройки города. В настоящее время в Новосибирске активно ведется разработка документации по планировке территории. Комплексную градостроительную документацию на всю территорию Новосибирска планируется сформировать в полном объеме в 2012 г. Таким образом, выполнены все условия предоставления мер господдержки для реализации проектов развития территории города.
В текущем году Приказом Министерства регионального развития РФ от 12 мая 2011 г. № 212 уже объявлен первый конкурсный отбор для предоставления в 2011 г. государственной поддержки на реализацию мероприятий региональных программ развития жилищного строительства. Приказом Министерства регионального развития РФ от 7 апреля 2011 г. № 154 определен порядок проведения конкурсного отбора. Конкурсный отбор проводится с 13 июня 2011, а итоги конкурсного отбора будут объявлены Министерством регионального развития РФ после 13 июля 2011.
Для участия в отборе представлены инвестиционные проекты развития жилого района «Родники» и жилого района «Весенний» г. Новосибирска. В рамках реализации инвестиционных проектов развития данных жилых районов, разработанных на основании имеющейся градостроительной документации, заявка представлена на соискание 3-го и 4-го видов господдержки на общую сумму 658 млн рублей. В число объектов, представленных на соискание господдержки, вошли шесть автомобильных дорог общей протяженностью более 4 км и поликлиника жилого района «Родники» на 1200 посещений в смену, а также детский сад на 280 мест жилого района «Весенний».
Наряду с проектами жилищного строительства государственная поддержка оказывается проектам развития внутреннего и въездного туризма, проектам создания транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры.
Реализация проектов развития внутреннего и въездного туризма будет осуществляться с использованием мер государственной поддержки в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)». В настоящее время распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2010 г. № 1230-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)» и ведется разработка данной программы. В конце 2010 г. на основании имеющейся градостроительной документации специалистами департамента строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска был разработан инвестиционный проект развития активного, делового, круизного и культурно-познавательного туризма «Туристический спортивно-рекреационный комплекс в городе Новосибирске». Разместить туристический спортивно-рекреационный комплекс предложено на обширной территории, которая находится в центре левобережной части Новосибирска на берегу реки Оби. Общий объем инвестиций для реализации проекта составляет 11420,5 млн рублей. Данный проект был представлен в Минспорттуризм России для включения в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)» в качестве одного из адресных инвестиционных проектов создания туристских комплексов в нескольких отдельно взятых субъектах РФ.
Реализация проектов создания транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры может осуществляться с использованием средств Инвестиционного фонда РФ и средств государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (далее – Внешэкономбанк).
Внешэкономбанк осуществляет финансирование инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры, в форме предоставления кредитов или участия в капитале коммерческих организаций. В целях обеспечения электро- и теплоснабжения вновь строящихся объектов жилищной, административной и социальной сферы перспективного жилого района «Береговой» в Октябрьском районе Новосибирска специалистами департамента строительства и архитектуры мэрии города был разработан инвестиционный проект строительства энергоисточника и представлен во Внешэкономбанк для принятия решения о предоставлении кредита на его строительство. Привлечение кредитных средств на условиях, предоставляемых Внешэкономбанком, позволит реализовать инвестиционный проект строительства энергоблока для обеспечения электрической и тепловой энергией 950 тысяч кв. м жилья и 1024 тысяч кв. м общественно-деловой застройки нового жилого района «Береговой», освоение которого затруднено из-за ограничения доступных мощностей.
Все приведенные примеры инвестиционных проектов, представленных на соискание мер государственной поддержки, разработаны на основе градостроительной документации, имеющейся в Новосибирске и Новосибирской области. Наиболее важное значение для разработки инвестиционных проектов развития определенной территории имеют проекты планировки территории, так как в проектах планировки определены приоритеты градостроительного развития и основные перспективные технико-экономические показатели рассматриваемой территории. На основании данных, приведенных в проектах планировки территории, разрабатываются обоснованные инвестиционные проекты развития территорий и проекты строительства отдельных крупных инфраструктурных объектов, которые отвечают всем условиям предоставления господдержки и успешно реализуются с использованием различных видов господдержки.