Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№2_2011/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Персональная творческая мастерская: Некоторый опыт подготовки градостроителей

А.М. Каримов (Персональная творческая мастерская , Омск)

А.М. Каримов
В инженерно-строительном институте СибАДИ ведется подготовка градостроителей, которые, будем надеяться, будут востребованы, ибо, согласно законодательству, в 2012 г. все муниципальные образования должны иметь необходимый пакет градостроительной документации, который по принципу мониторинга необходимо обновлять исходя из изменяющихся социально-экономических условий.

Принцип градостроительного подхода к развитию территорий основан на единстве решения организационно-правовых, архитектурно-планировочных и инженерно-транспортных вопросов с целью формирования гармоничной, полноценной и безопасной среды обитания, создающей пространственные предпосылки для повышения качества жизни.

Специалисты, которые призваны обеспечить реализацию принципа градостроительного подхода к развитию территорий, должны обладать синергетическим мышлением, благодаря которому они способны многочисленные факторы, формирующие среду обитания – природно-ландшафтные, архитектурно-художественные, инфраструктурные, экономические и т. п. – свести к решению следующих основных задач: формированию биосферо-совместимой среды жизнедеятельности, созданию архитектурного образа города, основанного на реализации принципа «гения места» и решении проблем социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры.

Чтобы успешно решать столь значимые и, в некоторой степени, противоречивые задачи, необходимы специалисты, наделенные, с одной стороны, природными способностями синергического мышления, а с другой стороны, обладающие знаниями, охватывающими весь комплекс факторов, определяющих качество искусственной среды обитания: от формирования архитектурно-художественного образа города до экологии, экономики и принципов управления развитием территорий.

Поэтому одна из главных задач состоит в том, чтобы своевременно выявить, кто из студентов обладает необходимыми природными способностями и в дальнейшем способен стать градостроителем – обладателем высшей и наиболее социально значимой специализации в области архитектурной деятельности.

Выбирать будущих градостроителей следует исходя из требования: градостроителем может стать только самый талантливый из студентов-архитекторов, обладающий помимо профессиональных знаний также определенной гражданской позицией, способной противостоять всесокрушающей власти денег, ибо последствия градостроительных ошибок непоправимы и приводят к огромным социальным и экономическим издержкам.

И тут возникает еще одна важная предпосылка: градостроительству (градоустройству) научить невозможно (как невозможно выучить на композитора, писателя, ученого), способность к градостроительству должна быть заложена Богом, и подобный феномен необходимо вовремя разглядеть и развить.

Поэтому принципиально неверно с первых курсов разделять студентов (неизвестно по каким признакам) по специализации: объемное проектирование и так называемые «планировщики», на которых идут, как правило, студенты, плохо владеющие архитектурной композицией и не обладающие умением «рисовать архитектуру».

Градостроительству (градоустройству) необходимо обучать не «параллельно», а последовательно, отбирая для этой профессиональной ориентации лучших из лучших студентов – архитекторов, прошедших полный курс архитектурной специализации.

Только подобные специалисты способны чувствовать масштаб пространства, формировать архитектурный образ города на макроуровне, органично «вписанный» в природный ландшафт, только они (при наличии у них природных способностей), решая вопросы транспорта и канализации, «видят» будущую композицию города, умело «расставляют» градостроительные акценты и при этом находят решение проблем жилищно-коммунального комплекса.

Таким образом, архитектурная специализация для будущего градостроителя (градоустроителя) подобна нотной грамоте, которой должен владеть музыкант, а градостроитель и есть «композитор среды обитания», режиссер создания городского пространства.

Одним из существенных препятствий к реализации принципов градостроительного подхода к развитию территорий, в результате которого создаются необходимые пространственные предпосылки для повышения качества жизни, является современное законодательство, решающее лишь организационные, юридические и технические вопросы.

В современном законодательстве по градостроительству и землепользованию нет юридических предпосылок, определяющих необходимые условия для развития человека, формирования архитектурно-художественного образа поселения, создания комплексной застройки, основанной на развитой инженерно-транспортной инфраструктуре. Именно по этим трем основным направлениям и целям градостроительной деятельности (человек, образ города, инфраструктура) ведется обучение будущих градостроителей на кафедре архитектуры инженерно-строительного института СибАДИ.

Создание искусственного пространства жизни, способствующего развитию человека, связано с формированием биосферно-совместимой среды жизнедеятельности и реализацией принципа непрерывной устойчивости.

С целью познания этих основополагающих принципов градостроительной деятельности студенты изучают такие науки, как синергетика, психология, экология, видеоэкология, проксемика, инвайронментальная социология, космопланетарная интеграция, ведическая архитектура, научные основы этногенеза и биосферы земли и т. п.

Как известно, основополагающим для понятия природы градостроительства является учение великого русского ученого В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере (продукте разумной деятельности человека, который хоть и занимает чрезвычайно мизерную долю биосферы, но благодаря своей социальной сущности может оказывать огромное влияние на состояние «оболочки» земного шара). Следовательно, можно сделать вывод, что градостроительство – это не только профессиональная деятельность, это философия существования и выживания, методология территориального экоразвития, обеспечивающая пространственно-временной континуум и составляющая основу ноосферогенеза, т. е. разумного преобразования биосферы с целью формирования гармоничной среды обитания. Следовательно, игнорирование роли архитектуры и градостроительства неизбежно связано с разрушением пространственного фундамента для духовного, физиологического и экономического развития общества.

Реализация «принципа непрерывной устойчивости» (термин был введен специальной комиссией ООН еще в 1983 г. и означает соблюдение и поддержание баланса между удовлетворением сегодняшних потребностей человечества и необходимостью сохранять окружающую среду для нужд будущих поколений) связана с обучением студентов таким направлениям и стилям в зодчестве, как вернакулярная архитектура, биоклиматическая архитектура, метаболистическая архитектура, экомиметическая архитектура, резистентная архитектура, витальная архитектура и т. п.

Учитывая междисциплинарный подход к формированию идеи экометрополиса, студенты, будущие градостроители, дополнительно получают образование в Международном центре творчества «Сибирская пирамида», в котором создана авторская школа архитектуры под руководством академика РААСН А. М. Каримова, где с лекциями выступают зарубежные и отечественные специалисты в области философии, экономики, географии, экологии, медицины, культурологи и т. п.

В этом же центре осуществляет свою деятельность когнитивный университет и институт человека, создавший постоянно действующую экспозицию, наглядно иллюстрирующую взаимосвязь организации поселений и жилища с мифами, сказаниями, характерными для русской культуры и обосновывающими необходимость реализации принципа «гения места».

Будущие градостроители будут не способны далее развивать теорию и практику градостроительства, если они не знакомы с учениями Альберти, Кампанеллы, Тюнена, Предола, Кристаллера, Говарда, Семенова, Владимирова, Леонтьева, Стиглица, Смоляра, Лаврова, Любовного, Перцика, Малояна, Лола, Кудрявцева, Ильичева, Глазычева, Кузьмина, Сдобнова и др.

Как известно, самые передовые и актуальные проблемы архитектуры и градостроительства обсуждаются на всемирных конгрессах Международного союза архитекторов (МСА), поэтому нами создан специальный лекционный курс, на котором мы знакомим студентов с материалами этих конгрессов, они систематизируют материалы, занимаются переводом статей и пишут специальные рефераты по тематике проблем, обсуждающихся на этих мировых форумах.

Показательно и поучительно для нашей законодательной власти, что градостроительные проблемы на этих форумах не только обсуждаются, но по ним принимаются решения на правительственном уровне, ибо все эти конгрессы проходят с участием первых лиц государства.

Особенно детально мы изучали со студентами материалы всемирного конгресса МСА, прошедшего в Барселоне и провозгласившего новые направления в «архитектонической культуре»:
- форма изменения – мутации (изменение городской среды под влиянием непредсказуемых обстоятельств);
- форма движения – потоки (взаимообмен и распределение потоков в городе, а также трансформация форм, модульность, мобильность и т. п.);
- форма обмена – контейнеры (использование исследований Клода Леви-Стросса, посвященные «теории подарка», по которой пространство должно быть унифицированным, готовым превратиться в привлекательную упаковку для продажи товара);
- форма жилища – места обитания (поиск нетрадиционных архитектурных направлений для решения социальных вопросов, применение принципов «мягких технологий», легкого планирования);
- форма отсутствия – TERRAIN VAGOS (сохранение в структуре города так называемых «пустынных мест», природных охраняемых ландшафтов, осуществление принципа сохранения «времени наедине со временем»).

Студенты, проходящие обучение на кафедре архитектуры инженерно-строительного института СибАДИ также получили возможность изучить материалы всемирного конгресса МСА, прошедшего в 2008 в городе Турине, на котором был принят манифест, провозгласивший следующие основные постулаты градостроительной деятельности в XXI веке: «…отказ от идеологии консьюмеристского общества потребления и возвращение в своем творчестве к общечеловеческим ценностям; отрицание идеи вертикального города, т. к. будущее за горизонтальным городом; поиск новой модели градостроительного развития, обеспечивающей баланс с окружающей средой и не подвергающей риску жизненные циклы планеты; отрицание глобализации духа и архитектурных стилей, т. к. архитектура должна быть основана на национальных корнях, природе, различиях – именно различиями архитекторы разных стран ценны друг другу…» и т.п.

Помимо чисто архитектурной и градостроительной тематики будущие специалисты по градостроительству должны знать современное законодательство, владеть основами юридических знаний и принципами управления развитием городских территорий – именно этим направлениям градостроительной деятельности наши студенты обучаются на различных семинарах, проводимых институтом «Град» (генеральный директор – А. Н. Береговских), а также участвуя в реальном проектировании.

Например, разрабатывая реальный проект генплана поселения Усть-Заостровки Омской области с участием студентов, мы обучаем будущих градостроителей, как при разработке градостроительной документации обеспечить увеличение налоговой базы, как сформировать принципы совершенствования местного самоуправления и обеспечить эффективность использования земельных ресурсов, как найти конструктивный компромисс между государственными, общественными и частными интересами и др.

Таким образом, будущий градостроитель должен иметь необходимые природные способности, полноценную архитектурную подготовку и обладать большим диапазоном знаний от архитектурной композиции до принципов формирования биосферно-совместимой среды жизнедеятельности и необходимой инженерно-транспортной инфраструктуры.

Будущие потенциальные градостроители – это своеобразная элита архитектурного цеха, которую надо формировать из наиболее талантливых архитекторов, занимающих активную гражданскую позицию, путем тщательного отбора и дополнительного образования, направленного на формирование искусственной среды обитания по принципам гармонии, красоты и целесообразности.


См. также:
Каталог Авторов:
   - Каримов A.M.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2011
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Образование
Страны и регионы / Россия / Сибирский ФО / Омская область
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №2_2011
Цитирумость документа: 1
15:29:20 01.10 2011   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.01970386505127 sec, Question: 78