В.А. Кирпичников (НП «Центр инноваций муниципальных образований», Москва)
Уже не первый год на регулярной основе Некоммерческое партнерство «Центр инноваций муниципальных образований» проводит обучающие семинары.
Валерий Александрович Кирпичников поделился с журналом УРТ особенностями подготовки и проведения образовательных мероприятий.
Валерий Александрович, расскажите, с какого года Центр проводит обучающие семинары.
– В 2005 г. наш Центр создавался в рамках международного проекта, задачей которого было формирование структуры, способной оказывать практические услуги муниципальным образованиям на самоокупаемой основе. Одним из направлений деятельности, выбранных в процессе реализации проекта, стало проведение обучающих семинаров.
Какие цели Вы как руководитель ставили перед Центром, когда начали заниматься образовательной деятельностью? Как Вам кажется, эти цели достигнуты?
– После вступления в 2003 г. в силу Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был установлен достаточно продолжительный переходный период на его полное внедрение. Целый ряд положений данного закона при практической реализации вызывали много вопросов. Кроме того, весьма революционные изменения в практику муниципального управления вносили новые Жилищный и Градостроительный кодексы, федеральные законодательные акты в сфере коммунальных услуг. Достаточно радикальные реформы затронули многие направления деятельности системы местного самоуправления в стране. С учетом того, что основные организаторы Центра многие годы своей работы занимались проблемами становления и развития местного самоуправления, хорошо были знакомы с состоянием дел на данном уровне власти, была поставлена задача в рамках подготовки и проведения семинаров находить ответы на самые острые вопросы, возникающие на практике.
Задача по разъяснению основных положений государственной политики в сфере муниципального управления, по внедрению положений постоянно обновляемого федерального законодательства стояла и перед Министерством регионального развития РФ. Поскольку у Министерства не всегда для данной деятельности хватало ресурсов, руководство ведомства поддержало намерения представителей Центра и обеспечивало на первых порах научное руководство при подготовке первых семинаров. Кроме того, был использован большой накопленный опыт проведения обучающих семинаров в рамках ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов (АСДГ), а в организации нескольких семинаров участвовали Союз российских городов и Конгресс муниципальных образований. Другими словами, при подготовке первых обучающих семинаров была проведена значительная работа, было задействовано много хороших специалистов и их организационных возможностей.
Тем не менее, некое удовлетворение от практики проведения самих семинаров стало появляться только через пару лет. Когда количество проведенных семинаров превысило десяток, появилось представление о наиболее эффективных формах их проведения, дающих максимальную результативность, – постоянно приходится что-то корректировать. Сейчас, например, в силу разных причин со второй половины 2011 г. будем пытаться внедрять новые формы проведения семинаров. В целом от проделанной за последние годы работы заметно больше удовлетворения, чем разочарований.
Расскажите, кто приходит учиться на семинары.
– Изначально наши семинары были ориентированы на муниципальных специалистов разного профиля: на глав муниципальных образований, их заместителей, руководителей подразделений. И в настоящее время это основные участники семинаров, нередко участвуют в семинарах и представители органов власти субъектов Федерации. Однако в некоторых сферах деятельности за последние годы состав участников семинаров принципиально изменился. Например, если на первых семинарах по реализации современного жилищного законодательства присутствовали фактически только представители органов муниципальной власти, то сейчас на 70-80 % это представители управляющих организаций и структур других организационных форм по управлению многоквартирным жилищным фондом. Это показатель того, что государственная политика в этой сфере деятельности с проблемами, но реализуется.
У нас широкая география участников семинаров, приезжают представители городов, муниципальных районов и поселений от Дальнего Востока до Западных регионов, от Крайнего Севера до Южных территорий. И особенно радует квалификация приезжающих специалистов. Распространенное мнение, что на муниципальном уровне нет хороших специалистов, не верно. Могу утверждать, что на федеральном уровне иногда сложнее найти действительно хорошего специалиста, чем на муниципальном. Другое дело, что муниципалитетов много, а хорошие специалисты в отдельных из них. Не раз слышал от экспертов, представляющих на семинаре ту или иную тему, что преподаватель получил на семинаре больше, чем дал. Значит, хорошо сработала обратная связь, разработчик каких-либо положений и правил федерального уровня получил мнение будущих правоприменителей, и это также является целью наших семинаров. К сожалению, в настоящее время редко проходит широкое обсуждение проектов даже важных и сложных законодательных актов, потому и масса проблем при их реализации. Взаимный обмен опытом и знаниями между участниками на наших семинарах – очень важная составляющая.
Как формируется программа мероприятий на ближайший год, от чего зависит, какие именно темы будут рассматриваться? Возможно, Вы опираетесь на пожелания слушателей семинаров?
– Во-первых, традиционными стали ежегодные семинары для муниципальных юристов, финансистов, градостроителей, управляющих делами и представителей других специализаций.
Во-вторых, федеральные законодатели постоянно подбрасывают оперативно важные темы, меняя часто правила игры в разных сферах, внедряя новации там, где их и не очень-то ждали.
В-третьих, конечно же, регулярно проводим опросы, ориентируемся на мнение самих потенциальных участников семинаров.
В-четвертых, оцениваем собственные возможности найти, привлечь, организовать нужных специалистов для представления той или иной сложной и востребованной темы.
Например, семинар по капитальному ремонту многоквартирных домов появился благодаря нашему партнеру С.Л. Филимонову, известному в России специалисту именно в этой области. Семинар проводился до появления федеральных фондов в этой сфере. Изначально мы не знали, как подступиться к этой теме, но после долгих размышлений и поисков информации и преподавателей, организовали один из лучших семинаров за последние годы.
Также мы практикуем и неожиданные для участников темы, казалось бы, не по профилю. Например, в семинар для муниципальных финансистов включили градостроительный вопрос, инициатором и лектором которого выступила А.Н. Береговских. Финансисты очень высоко оценили прошедшие пленарные заседания: «Градостроительство – тема, в которой мы вообще ничего не понимали, – комментировали они, – теперь хоть осознаем, на что у нас постоянно деньги просят, и, как оказалось, весьма по делу!»
Кто преподает на семинарах? Есть ли постоянный список преподавателей, или же все зависит от темы семинара?
– У нас есть свой «золотой фонд» экспертов – это устоявшийся круг выступающих специалистов, на которых можно рассчитывать, т. к. твердо знаешь, что аудитория высоко оценит этих людей. Как правило, они очень заняты, поэтому им приходится готовиться к выступлению вечерами и в выходные в течение месяцев, поскольку темы их выступлений практически не повторяются.
За последние годы на семинарах выступили десятки специалистов разного профиля. Кого-то нам порекомендовали, кого-то приметили на очередной конференции, или просто попалась толковая публикация, – Интернет хороший источник при поиске нужного специалиста. И если аудитория хорошо приняла лектора, то это человек попадает в наш «золотой фонд».
Какие темы семинаров наиболее востребованы среди слушателей? Как Вы считаете, почему именно эти темы?
– Актуальные, прежде всего. Например, появилась новая организационная форма – автономные учреждения, надо давать подробные разъяснения; ввели оценку эффективности муниципальных образований – возникла «куча» вопросов; федеральный бюджет выделил деньги на капитальный ремонт и аварийный жилищный фонд – встает вопрос, как получить эти средства, не потеряв при этом больше, чем получил; приняли новые поправки в жилищное законодательство – как выжить в новых условиях; ввели понятие «городские леса», а забыли расшифровать, что это такое. Подобные темы появляются регулярно и в большом количестве, хотя сам федеральный уровень не всегда может обосновать их необходимость и разъяснить практическое применение разных положений.
Есть и «вечные» вопросы, типа ТБО и свалок, муниципальных кладбищ и др. Поэтому некоторые темы включаются в семинары не для того, чтобы дать ответы, которых нет, а чтобы подтолкнуть их решение на федеральном уровне.
Обучение на семинарах проходит только в формате лекций, или существуют другие формы работы (деловая игра, обсуждения и др.)?
– Фактически по технологии проведения многие семинары похожи на конференции. Для нас важно, чтобы они проходили в открытой форме, потому заранее договариваем с выступающими, чтобы у участников была возможность по ходу выступления задавать вопросы, спорить, подтверждать или опровергать отдельные положения.
Пробовали схему круглых столов, разбивая аудиторию на группы по разным темам в процессе проведения семинара, но отказались от нее по просьбе самих участников.
Форму деловых игр применяем, планируем делать это заметно чаще и в большем объеме.
Обязательно планируем время для общения участников между собой, вечера в основном. Помогаем им организоваться для такого общения, поскольку опыт коллег иногда больше помогает, чем подсказки даже лучших федеральных специалистов.
Не раз участники семинаров предлагали нам планировать культурную программу. Но так и не прижилась эта идея, – не хватает времени на содержательную часть. Как правило, семинар планируем двухдневный, реже трехдневный. Занятия проходят каждый день почти до самой ночи. Если участники в конце семинара говорят, что не видели даже, какая погода на улице, то для нас это означает, что семинар удался.
После семинара слушателю выдается документ, удостоверяющий прохождение обучения?
– Выдается свидетельство о прохождении обучения в рамках семинара. Но это документ негосударственного образца.
У нас был опыт, когда в рамках соглашения с одним из высших учебных заведений, действовала схема, по которой за небольшую дополнительную плату, которая уходила на расходы по оформлению, участники ряда семинаров могли получить свидетельства и сертификаты государственного образца о прохождении переподготовки и повышении квалификации. Но мы отказались от действовавшей схемы в связи с увеличением со стороны вуза дополнительной платы. Ведь наши семинары самоокупаемые, участники оплачивают организационный сбор. Мы же стараемся максимально сократить этот сбор, понимая ограниченные возможности муниципальных образований. Предлагать нести неоправданные, на наш взгляд, дополнительные расходы, считаем неправильным.