На сайте газеты «Красная звезда» размещено интервью с генеральным директором-генеральным конструктором ОАО «Российские космические системы» Ю.М. Урличичем «Чего нам ждать от ГЛОНАСС». Ознакомиться с материалом полностью можно здесь
— Юрий Матэвич, как идёт процесс внедрения ГЛОНАСС в систему обороны страны?
— Напомню, что ГЛОНАСС – система двойного назначения с приоритетами в области обороны и безопасности Российской Федерации.
Чтобы говорить о внедрении ГЛОНАСС в систему обороны страны, а именно в Вооружённые Силы, надо принять во внимание, что она является источником навигационной информации. Использование этой информации позволяет существенно повысить как технические характеристики вооружения и военной техники, так и эффективность применения армии и флота. ГЛОНАСС в данной области внедряется по ряду направлений:
Первое – использование навигационных технологий для обеспечения личного состава навигационной аппаратурой потребителей различного целевого назначения (индивидуальной, носимой, возимой). Это направление в настоящее время активно реализуется. Осуществляются разработка указанной аппаратуры потребителей, её поставка потребителям.
Конечно, сейчас мы не можем сказать о стопроцентной оснащённости, но, учитывая уже достигнутое, а также параметры перспективных программно-плановых документов, ясно, что мы скоро удовлетворим потребности в указанной аппаратуре в полном объёме.
Несколько слов о качественных характеристиках разрабатываемой навигационной аппаратуры. В Вооружённых Силах России предъявляются достаточно жёсткие требования к разрабатываемой технике. Это наложило определённый отпечаток на массогабаритные и стоимостные характеристики навигационной аппаратуры потребителей, разработанной в конце 1990-х – начале 2000-х годов. С развитием технологий производства облик аппаратуры меняется. Сейчас разрабатываются либо уже находятся в производстве её образцы с качественно новыми техническими и функциональными характеристиками.
Второе направление внедрения ГЛОНАСС – использование навигационной аппаратуры или систем и комплексов на её основе непосредственно в системах управления оружием, на военной технике, автомобильном транспорте и в других целях.
Спектр применения тут достаточно широк: начиная от оснащения ракет-носителей и космических аппаратов и заканчивая автомобильным транспортом общего назначения. Это направление наиболее актуально, так как позволяет перейти от использования понятия «навигация» как определение своего местоположения к более широкому применению навигационных технологий, а именно к созданию навигационно-информационных систем, которые позволяют решать комплексные задачи по навигационному обеспечению применения технических средств различного назначения.
Сегодня осуществляется переход от оснащения навигационной аппаратурой вооружения и военной техники, уже имеющейся в Вооружённых Силах, к непосредственной её установке на заводах-изготовителях.
Кроме того, в настоящее время идёт разработка проекта Федеральной целевой программы по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы. В рамках этой программы будет предусмотрен комплекс работ по созданию и развитию навигационных средств для всех заинтересованных силовых министерств и ведомств с учётом результатов эксплуатации уже имеющейся аппаратуры и перспектив развития орбитальной группировки системы ГЛОНАСС.
— Во что обходится ГЛОНАСС и что делает её прибыльной?
— Сигналы ГЛОНАСС бесплатны. Эта система не является коммерческой, и создавалась она в первую очередь для обеспечения безопасности страны. Также система ГЛОНАСС представляет большой интерес для социально-экономического развития страны. Государство в данном случае предоставляет возможность зарабатывать бизнесу. Для этого принимаются нормативные акты по использованию системы в самых разных отраслях, создаётся сегмент рынка с гарантированным объёмом спроса.
Государство, запуская масштабные инфраструктурные проекты по внедрению навигационных технологий ГЛОНАСС/GPS на транспорте для обеспечения безопасности перевозок людей, опасных и ценных грузов, создаёт и структурирует рынок отечественной навигационной системы.
Коммерческим организациям остаётся только занять соответствующую нишу на этом рынке, развивать продажи оборудования и предоставление услуг, открывать и формировать для себя новые рынки.
— Что тормозит повсеместное внедрение ГЛОНАСС?
— В настоящее время оборудование ГЛОНАСС несколько дороже аналогов, работающих с системой GPS. В условиях рынка и открытой конкуренции в навигационном секторе разница даже всего в несколько долларов, например, в стоимости приёмников (чипсетов) GPS и ГЛОНАСС способна существенно сдерживать развитие рынка. Именно поэтому развитию технологий и решений на базе ГЛОНАСС на данном этапе требуется поддержка государства. По многим направлениям отечественные компании уже вполне могут обеспечить создание конкурентоспособных технологий и комплектующих. Но только массовое производство комплектующих и оборудования на базе ГЛОНАСС с использованием специализированной доступной, дешёвой, технологичной элементной базы позволит снизить стоимость систем, работающих с сигналом российской навигационной системы.
Кроме того, важно обратить серьёзное внимание на промышленный дизайн (эргономичность) создаваемой аппаратуры в целях повышения интереса к ней со стороны покупателей.
— Почему для внедрения в России ГЛОНАСС не привлекают иностранные фирмы?
— Иностранные компании уже участвуют во внедрении системы ГЛОНАСС в России, а точнее, приложений, базирующихся на её возможностях. Во-первых, развивается пользовательский сегмент. Крупнейшие мировые производители спутникового навигационного оборудования в сфере высокоточного позиционирования – такие фирмы, как Leica Geosystems, Trimble Navigation, Javad GNSS, Topcon, давно поставили перед собой приоритетную задачу выпуска мультисистемных профессиональных навигационных приёмников.
Важно, что совмещённые приёмники ГЛОНАСС/GPS позволяют достигать более высокой надёжности и точности решения навигационной задачи. Это способствует совершенствованию и системы ГЛОНАСС в целом.
Во-вторых, развитие системы ГЛОНАСС в России с участием иностранных компаний происходит в части инфраструктуры, необходимой для высокоточного позиционирования. В 2010 году было создано совместное предприятие компаний Trimble и ОАО «Российские космические системы». Это Руснавгеосеть, которая будет заниматься созданием инфраструктуры высокоточного позиционирования в России и странах СНГ.
Данная технология широко применяется во всём мире для различных приложений – от самых обыденных, например в геодезии, до более сложных, таких как точное управление механизмами. Есть все основания полагать, что начало сотрудничества в этой области позволит России использовать передовой мировой опыт развития инфраструктуры спутниковой навигации.
Важно отметить, что с развитием ГЛОНАСС повышается интерес иностранных компаний к участию в её использовании. В частности, активно участвуют в этом организации из стран СНГ, в первую очередь Украины и Казахстана, с которыми уже подписаны соответствующие соглашения.
— Каковы состояние и перспективы развития орбитальной группировки ГЛОНАСС и её наземной составляющей?
— В соответствии с Федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система» основной задачей в 2011 году является доведение состава орбитальной группировки системы ГЛОНАСС до 24 космических аппаратов, используемых по целевому назначению. Этим составом орбитальной группировки будет достигнута стопроцентная доступность навигационного поля как на территории России, так и глобально.
Разработанная программа запусков позволит в течение 2011-2013 годов поддерживать орбитальную группировку системы ГЛОНАСС в количестве 29–30 космических аппаратов, из которых 24 будут использоваться по целевому назначению, а 5–6 — находиться в орбитальном резерве.
В связи с завершением в период 2013-2014 годов работы на орбите аппаратов «Глонасс-М» (запущены в 2005 и 2006 годах, гарантийный срок активного существования – 7 лет) в рамках разрабатываемой в настоящее время программы по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы предусматриваются работы по изготовлению и запуску 9 космических аппаратов на замену. В начале 2011 года начались лётные испытания нового навигационного аппарата «Глонасс-К» с увеличенным до 10 лет гарантийным сроком активного существования и улучшенными тактико-техническими характеристиками. Далее по окончании лётных испытаний поддержание орбитальной группировки системы ГЛОНАСС будет осуществляться «точечными» запусками аппаратов «Глонасс-К» с использованием ракеты-носителя «Союз-2» и разгонного блока «Фрегат».
Важнейшая часть ГЛОНАСС, обеспечивающая точностные характеристики системы в целом, – её наземная составляющая. В 2011 году завершается модернизация этого сегмента в плане повышения надёжности и оперативности управления. В конечном счёте всё это позволит повысить точностные характеристики системы до уровня GPS и сделает ГЛОНАСС вполне конкурентоспособной на мировой арене.