Ulgrad.ru: конфуз с 3D ГИС Ульяновской обл. кое-чему власти всё-таки научил
На сайте ulgrad.ru, опубликована статья Masha Blanck "IT-блины и нанопечки". В ней рассказывается об обсуждении проекта 3D-ГИС Ульяновской области на 7-й Всероссийской конференции «Электронные услуги и сервисы на основе использования пространственных данных». Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке
5 октября 2011г. в заключение очередного дня заседания в Ульяновске приглашенные гости высказывали своё мнение по нашумевшему проекту 3D ГИС области. Высказывали мнение по большей части очень жестко, причём настолько, что модератору приходилось постоянно вмешиваться, чтобы как-то уменьшить градус негатива. Помимо известных с самого начала проблем, о которых мы неоднократно писали, были обозначены и новые. Одна из основных – несоответствие проекта существующей нормативной базе. Общий вывод простой – использовать в существующем варианте проект практически невозможно, даже если предположить, что он будет доделан в точном соответствии с техническим заданием. Вывод этот прозвучал сразу от нескольких высокопоставленных участников заседания и пока не носит официального характера. Необходимой бюрократической значимостью он обрастёт несколько позже – официальные итоги будут подведены 20 октября. Не сомневаемся, что те «подводные камни», на которые мы указывали с самого начала, в том числе и на официальной приемке второго этапа разработки, будут отображены и в итоговом экспертном заключении.
Для тех, кто не следил за эпопеей, кратко напомним, о чем речь. Во-первых, до сих пор нет никакой ясности с точностью картоосновы. Достаточна ли она для задач всех заинтересованных в работе проекта учреждений – большой вопрос. Росреестр, роскартография и МЧС, по крайней мере, высказывают серьёзные сомнения. Причина – в использованной модели рельефа, исходя из которой выбрали для итоговой карты далеко не самый большой масштаб. Стоит отметить, что картооснова – это «сердце» подобных систем, её ключевое звено. Изначальную ошибку исправить крайне трудно, на нынешнем этапе, скорее всего, даже невозможно.
Во-вторых, нет вообще никакой ясности с регламентом обмена данными, которыми планируется наполнять ГИС. Работа в этом направлении лишь ведётся, но никакой конкретики нет вообще. Как и по какому алгоритму заинтересованные лица и организации смогут использовать ГИС? Ответа нет. Более того, и быть не может – так как целенаправленной работы в этом направлении в части ГИС попросту не велось.
В-третьих, непонятно будет ли реализован на базе ГИС портал с возможностью использования данных через API. Этот вопрос поднимался на всех без исключения совещаниях, но воз, как говорится, и ныне там. Разработчики кивают на ОГУП «Электронный Ульяновск», ОГУП – на разработчиков… Общая идея при этом проста. Специалисты компании-разработчика открыто говорят «это не было заложено в проект, дайте ещё денег». Заказчики, по-видимому, придерживаются тактики выжидания. Неудивительно – на фоне других откровенных ляпов наличие или отсутствие портала – дело действительно второе. Это как делить шкуру неубитого медведя.
В-четвертых, непонятен правовой статус ГИС. Что это? Официальная картооснова, которую могут использовать в своей работе соответствующие службы, «красивый мультик», как заявил один из участников «ГИС-ассоциации», сервис для всеобщего пользования, приложение? Ответа нет, равно как и нет, как мы поняли, соответствующей нормативной базы.
И это только основные моменты, которые понятны людям, которые не сильно «в теме». Если же продолжить список, используя профессиональные знания, то таких «в-четвертых» и «в-пятых» будет не один десяток. Получается, что министерство IT буквально «село в лужу» с проектом?
А вот тут не всё однозначно. Формальная сторона, на самом деле, на высоте – проект действительно делается, с соблюдением сроков, с полным соответствием техническому заданию, существует более-менее прозрачная финансовая отчетность, разработчики открыты для обсуждения. Претензий, как говорится, к пуговицам нет. Все проблемы сводятся к техническому заданию, которое, увы, оказалось совершенно бездарным.
Зная про описанные выше проблемы, можно сделать простой вывод – при составлении технического задания попросту не привлекались эксперты серьёзного уровня. Их привлекли позже, «махать после драки кулаками». Естественно, тут же нашлись и конспирологи, которые нашли в этом факте коррупционную составляющую, попытки «запудрить мозги» и т.д. На наш же взгляд всё намного проще – при составлении технического задания попросту не были четко прописаны фундаментальные цели проекта.
По сути, речь идёт о вопросе нужности или ненужности 3D ГИС системы как таковой, а если нужности, то для кого? И вот тут мы и выходим на фундаментальные вещи, связанные с IT-стратегией области.
В очередной раз мы столкнулись с непониманием со стороны чиновников фундаментальных целей и задач министерства IT. Чаще всего министерство выступает заказчиком, строя отношения по схеме «заказчик-исполнитель», причём делая упор на автоматизацию государственного управления и на обеспечение доступа населения к государственным услугам в электронном виде. Задача, без сомнений, благородная, но зачем для её реализации целое министерство, единственное, между прочим, в России? Для решения таких чисто государственных и вполне точечных задач вполне хватило бы автономного учреждения или, на худой конец, департамента. Министерство же по определению должно заниматься гораздо более фундаментальными и стратегическими вещами, нежели выступать заказчиком проектов. Создавать условия для их реализации – да, фундаментальную базу – да, выступать идеологом в IT-стратегии – да, но никак не опускаться до проектного уровня.
До этого уровня вполне можно было бы опуститься в том случае, если вся базовая часть создана, развита и работает. Но где она? Где системная стратегия, где вложения в инфраструктуру, в те же серверные кластеры, где выработка форматов взаимодействия и работы с информацией? Этого нет, есть лишь работа по развитию государственных услуги, функция «единого заказчика» для разнообразных IT-проектов автоматизации перекладывания бумажек. Эти задачи худо-бедно реализуются, с проблемами, с косяками, с переплатами… Иначе и быть не может – каждый должен заниматься своим делом. Министерство должно быть идеологом, стратегом, а не аналогом бизнесмена, заказывающего мелкий сайт – «и чтобы телефончик покрупнее».
Именно на эти грабли и наступили при старте мегапроекта 3D ГИС, опустившись до уровня отношений «заказчик – исполнитель» и, само собой, забыв о фундаментальных вещах. Государственная машина попросту сама себя удовлетворила – заказала сама для себя очередной проект. Как всегда не задумавшись о других, а точнее – о фундаментальных задачах. Если говорить об инфраструктуре пространственных данных, то такая задача видится только одна – дать области и всем желающим для свободного использования вменяемую и очень точную картооснову с открытым сервисом геолокации. Это было бы действительно шагом вперед, возможностью для рывка области в определенном сегменте. Речь не только об IT и развитии сервисов на основе новой картоосновы, но и о долгожданной унификации карт разнообразных государственных учреждений, работающих с подобной информацией. Получилось же иначе – чиновники опять заказали для себя очередную «автоматизацию». Причём заказали не слишком грамотно, допустив кучу откровенных ляпов даже при создании концепции технического задания и определении целей проекта. Созывать для решения этих задач серьёзное экспертное сообщество, естественно, было бы зазорно. Понадеялись, большей частью, на себя…
3 октября 2011 г. руководитель одной из ульяновских IT-компаний Александр Ушаков в очередной раз поднял эту проблему, придя на приём к заместителю губернатора области Светлане Опенышевой. Были на встрече и мы – ничего нового и дельного там не прозвучало, но встреча имела определенный резонанс. Заинтересовавшиеся после долгого молчания работой министерства представители непонятного «IT-сообщества», как любят говорить чиновники, стали искать примеры внятной работы подобных структур в других регионах. И нашли.
Пример Казани оказался поучительным. Там к проработке фундамента подошли комплексно – взяли здание, разместили в нем серверный кластер, позвали IT-компании на условии, что часть своего времени они будут уделять работе над электронным правительством, внятно обозначили цели и задачи… И работа пошла – сегодня Татарстан в лидерах по внедрению электронных услуг. Красиво, умно и креативно, но главное – потрясающе результативно.
Причина же проста – наши соседи попросту плясали от печки, а не от блинов. Согласитесь лучше иметь печку, в которой можно постоянно готовить что душе угодно, а не груду блинов, каждый из которых первый (так как опыта у заказчика в данной теме нет) и комом. Это и есть развитие фундамента, реальное движение и реальное развитие.
В последние недели ходит много разговоров о преобразовании министерства IT в новую структуру – министерство общественных коммуникаций. Очевидно, что это преобразование окончательно убьёт на корню любые попытки движения в правильном направлении. Для Ульяновска, который вполне может носить звание «силиконовой долины», внятное министерство IT просто необходимо. Конечно, если власти настроены не только на комоватые никому не нужные блины, но и на реальные прорывы, то есть готовы строить печку.
Печку не построить без каменщиков, но специалисты давно уже предпочитают держаться от властей подальше. Невнятные попытки диалога ушли в некуда и, увы, то самое «IT-сообщество» сделало единственно верный вывод – в министерство ни ногой. Речь, конечно же, о наиболее успешных и самостоятельных компаниях и специалистах, которым не надо от министерства ничего здесь и сейчас, а нужен лишь фундамент и понимание. Понимания тогда не нашли, а фраза «IT-сообщество» сегодня выглядит уже довольно смешно.
Так что же делать? Разогнать всё к чертям собачьим и начать с нуля «общественно-коммукатировать»? Это явно путь в никуда. IT – это далеко не то, что можно вписать в рамки «общественной коммуникации». Это даже не «проекты» или сайты, а в первую очередь стратегия, регламенты и инфраструктура – именно то, что и должно по своей сути генерировать министерство.
Есть чувство, что конфуз с 3D ГИС кое-чему власти всё-таки научил. Они явно чувствуют некоторую озабоченность и беспомощность. Вменяемого диалога с IT-сферой города не получается, функция заказчика трещит по швам, стратегия непонятна… Проще говоря, вообще неясно, что делать дальше. Но кое-какие выводы сделаны – сегодня «власти от IT» как никогда открыты к вменяемому диалогу. Есть и понимание, что не пользоваться имеющимся в области IT-потенциалом – попросту преступно. Не хватает одного – желания «IT-сообщества» взаимодействовать с властями, предлагать и требовать. По сути, это последний шанс добиться чего-то вразумительного до окончательной деградации IT со стороны властей до уровня электронных регистратур и сайтов знакомств. Благо, канал для диалога сейчас абсолютно прозрачен. И.о. министра информационных технологий В.И.Гаранин готов к любому вменяемому диалогу, более того – его ждёт. А это, как все понимают, не Елена Балашова, а человек, понимающий ситуацию в области досконально, в историческом ракурсе и трезво её оценивающий… Удастся ли кому-то воспользоваться последним шансом и что-то сделать реальное?