АНО БТИ: ты мне паспорт дай бесплатно, я тебе его продам
На сайте АНО БТИ размещена статья "Ты мне паспорт дай бесплатно, я тебе его продам", посвящённая приказу Минэкономразвития о размерах платы за предоставление сведений из ГКН. Ознакомиться с материалом полностью можно по ссылке
Сведения из безнадежно создаваемого с 2008 г. государственного кадастра недвижимости (ГКН) должны выдаваться за плату. Приказом МЭР РФ от 22 сентября 2011 г. №503 установлены следующие суммы платежей:
Для неосведомленных читателей сообщаем, что сведения о строениях, сооружениях и помещениях включаются в ГКН путём копирования документов, хранящихся в БТИ РФ. Причем громадный объём работ по копированию миллионов документов и по предоставлению их в Земельно-кадастровые палаты (ЗКП) должны выполнить сами БТИ, на безвозмездной основе или на основе госзаказа, за плату.
Согласитесь, что между безвозмездной работой и работой за плату дистанция немалого размера.
Предполагается, что за плату будут работать хорошие БТИ, а бесплатно будут работать плохие БТИ.
Какие БТИ хороши, а какие плохиши, решать будет Росреестр (РР). Но в данной публикации разговор не о плохих и хороших БТИ, а о том, что все БТИ (и все кадастровые инженеры тоже) в последующем будут вынуждены запрашивать в ЗКП сведения о строениях, сооружениях и помещениях.
Об этом говорится в одобренных проектах приказов МЭР РФ:
— "О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства";
— "Об утверждении методики определения размера платы за оказание услуг по проведению кадастровых работ в целях выдачи межевого плана".
На практике такие проекты принимаются ЗКП к исполнению быстро, бездумно и с последующим выбрасыванием полученных результатов в отстой.
Вот, к примеру, письмо Росреестра от 18 октября 2011 г. в адрес ЗКП и с указанием ЗКП затребовать в БТИ РФ повторное предоставление перечней объектов капитального строительства (ОКС) и копий всех технических паспортов ОКС, имеющихся в БТИ:
Повторное требование бесплатного предоставления документов вызвано тем, что РР где-то ошибся и допустил непоправимые огрехи в первоначальной разработке формата предоставления сведений. Новый формат, уже третий по счёту, утвердили 18 октября 2011 г. распоряжением РР №Р/108 на основе приказа МЭР РФ от 17 августа.
При этом ранее предоставленные миллионы документов, как следует из приводимого письма РР, не годятся для машинной переработки в новый формат и вновь требуют ручного ввода.
Получается довольно странная картина: ЗКП, на основе приказов РР и МЭР РФ, в приказном порядке вымогает у БТИ бесплатное предоставление информации, а затем будет продавать эту же информацию всем желающим, в т.ч. и БТИ.
Это что? Рынок от МЭР РФ?
В таком рынке навыворот коммерсанты (т.е. БТИ) работают бесплатно, а государственные бюджетные структуры торгуют результатами работы коммерсантов.
Перечень таких платных "государственных услуг" пытаются снизить. И вроде бы даже снизили с трёх тысяч до пятисот. Но бесплатные услуги легко перевести в платные элементарными переименованиями, а для вновь созданных госуслуг утверждать платежи любого размера, в зависимости от ситуации на рынке госуслуг. Такова вышеназванная Методика определения платы за оказание госуслуг, проект которой появился на сайте МЭР РФ 25 октября.
Интересно, по какой методике считали платежи, указанные в начале данной публикации? По проектной новой методике, или по какой-то подпольно-подвальной?
Однако при любой методике плата будет взиматься. И ЗКП в автоматическом режиме быстренько переводит указания РР в приказания для БТИ о бесплатном предоставлении сведений плохими БТИ хорошему федеральному БТИ, выигравшему миллиардный конкурс на копирование чужих документов, но неизвестно зачем потратившему эти деньги.
Обратите внимание на штампы с датами, которые стоят на письме РР: письмо отправлено 18 октября, а получено ЗКП 20 октября (вход. №10/160-1199).
А уже 21 октября ЗКП пишет в БТИ свое письмецо:
Как следует из документов, приказ МЭР о разработке нового формата технического паспорта подписан 16 августа 2011 г. взамен "старого", от 11 января 2011 г. За этот период, между 11 января и 16 августа, БТИ РФ проделали громадный объём бестолковой работы, которая не вписалась в "новый" формат. Далее, с 16 августа РР думает о новом формате и лишь через два месяца, 18 октября, вводит его своим распоряжением Р/108. И в этот же день, 18 октября, некий случайный чиновник по фамилии Гимолеев отправляет суперуказ в ЗКП в виде электронного письмеца.
Заметьте, бестолковые затраты на миллионы рублей списываются в корзину по мимолетному письму не первого лица РР, а чиновником, который так же далек от БТИ и форматов РР, как бомж от постоянного местожительства.
Но суть даже не в этом, а в двух анекдотах, которые скрыты в письме:
Первый анекдот в том, что распоряжение РР от 18 октября о введении нового формата, на которое ссылается автор письма направленного в ЗКП, является неактуальным документом, т.е. не требующем исполнения. Об этом открытым текстом сказано в информации РР о реквизитах документа (см. сайт РР).
Актуальность - не актуален. Не актуален - значит не имеет силы. И правильно: не может РР вводить то, что не введено МЭР РФ как техническая и правовая норма. А МЭР РФ ничего не говорит об оплате работ БТИ по многократному и бесцельному копированию технических паспортов.
Второй анекдот - в том, что из-за отсутствия в ГКН кадастровой единицы и целевых элементов учёта, в любом техническом паспорте БТИ содержится десятки и сотни других паспортов. Например, в паспорте на домовладение содержатся паспорта на строения, в паспорте на строение содержатся паспорта на квартиры, в паспорте на квартиру содержатся паспорта на комнаты квартиры, а в паспорте на комнату вполне возможны паспорта на квадратные метры. И это не шутка. Так как еще совсем недавно ФРС принимало к регистрации права не на комнаты, и не квартиры, а на квадратные метры в жилых домах.
В частности, такая регистрация породила часть "обманутых дольщиков". Таковы вот далеко не анекдотичные последствия отсутствия кадастровой единицы в ГКН и реестровой единицы в ЕГРП.
Возвращаясь к теме данной публикации, т.е. к теме смены мест между коммерсантами и бюджетными структурами, обращаем внимание специалистов на невообразимый крутёж с документами и внесениями изменений в них.
Чем вызвано это бюрократическое торнадо?
Очевидно не тем, что специалисты стремятся безвозмездно помочь разработать МЭР РФ и РР документы надлежащего качества, и пытаются принимать участие в разработке документов.
Торнадо, в виде вихря сменяющих друг друга приказов, распоряжений и писем, возникает как следствие действий МЭР РФ и РР, которые в своих ведомственных корыстных интересах либо игнорируют замечания специалистов, либо извращают их содержание в свою пользу. Всякого рода "Общественные советы" и иные завесо-туманные органы лишь пытаются камуфлировать и приукрасить однобокую ведомственную оценку "регулирующего воздействия".
Если указания МЭР РФ и РР бескорыстны, то почему, вместо учёта замечаний ФСИ по содержанию и формату техпаспортов, ведомства нагружают БТИ РФ бесплатной работой, абсолютно не имеющей смысла и заведомо подлежащей браковке?