Басаргин В. (Минрегион): мы должны проектировать не только дома, но и пространство города
На сайте "Российской газеты" опубликовано интервью Т. Смольяковой с В. Басаргиным. В нем министр регионального развития представил свою точку зрения на перспективы развития российских городов. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
— Виктор Федорович, наша страна настолько огромна, что трудно найти универсальные решения развития городов?
— И да, и нет. Объясню. В России сегодня насчитывается почти 1100 городов. Все они очень разные по климатическим условиям, по обеспеченности трудовыми ресурсами, транспортом и так далее.
Укрупненно можно выделить три категории городов. Первая - крупные мегаполисы-миллионники, опережающие развитие остальных территорий на годы. Вторая - крупные промышленные города с населением в сотни тысяч человек, в основном это региональные центры, оказывающие важное развивающее воздействие на окружающую их территорию. И третья категория - "малые города", которые зачастую характеризуются слабо развитой экономикой и зависимостью от градообразующих предприятий. Для каждой из категорий характерны свои проблемы.
Для мегаполисов главная проблема - это неспособность полноценного перехода к постиндустриальной экономике в силу отсутствия необходимой инфраструктуры. Есть проблемы внутригородских транспортных потоков, несбалансированные миграционные потоки, отсутствие общественных пространств, деловой и жилой недвижимости необходимого качества. Основные проблемы крупных городов - это наличие значительных площадей частного сектора с низкой степенью благоустройства, ветхого и аварийного жилья, недостаток объектов социально-культурного обслуживания, смешение жилых, коммунально-складских и производственных зон. В малых городах - целый комплекс проблем, накопившихся вследствие их ограниченных финансовых возможностей. При этом в ряде малых городов исчерпание возможностей развития на базе прежней специализации произошло еще в 60-70-х годах прошлого века.
— А в каких городах больше всего проживает народа?
— Население городов каждой из этих категорий сопоставимо и нельзя пренебречь интересами одной из групп в пользу другой. Что стоит ожидать в будущем?
Очевидно, что будущее городов за ориентацией на интересы человека. Для мегаполисов это почти круглосуточная активность деловой и развлекательной сферы, новые требования населения к использованию свободного времени, нарастание энергопотребления и переход к многофункциональности территорий.
Для региональных центров - вынос производств и преобразование территорий, формирование агломераций. Для малых городов - переход к постиндустриальному развитию, локальному аутсорсингу или развитию сектора услуг, туризма и т.д.
Но при любых подходах к дальнейшему развитию городов необходимо проводить реновацию существующей застройки городов, обеспечивать возрастающую потребность в новых стандартах качества жилья.
На мой взгляд, не стоит слепо ориентироваться на то, что развитие городов пойдет путем, избранном в ряде стран, задающих модные тенденции. У России есть своя специфика. К примеру, мы не выносим производства в развивающиеся страны, освобождая городские территории для постиндустриального развития.
— Как государство задает вектор развития городов?
— Мы стараемся апробировать новые градостроительные решения и подходы в рамках масштабных проектов подготовки к Олимпийским играм в Сочи, саммиту стран АТЭС во Владивостоке. Здесь создается новая городская среда на уровне мировых стандартов. Фактически мы обеспечиваем задел для развития городов на десятки лет вперед по основным направлениям. Этот опыт будет использован и для других территорий.
— То есть опыт Сочи и Владивостока уже где-то применяется?
— Да, при содействии Инвестфонда реализуются проекты, способные кардинально повлиять на темпы развития экономики городов. Например, в Тульской области реализуется сразу два таких проекта: "Строительство завода по производству стеклотары и развитие инфраструктуры города Алексин" стоимостью 6,8 миллиарда рублей и "Промышленный комплекс "Новомосковск" стоимостью 45,5 миллиарда. Из Инвестфонда в эти проекты вкладывается почти 9 миллиардов рублей. Их реализация уже сформировала более тысячи новых рабочих мест, а налоговые поступления за 10 лет составят около 26 миллиардов рублей в бюджеты всех уровней, из которых 15 миллиардов поступят в бюджет Тульской области.
— Развитие предполагает план. Скажите, хотя бы областные центры имеют план развития?
— На сегодняшний день утверждено лишь 67 процентов генпланов городских округов и 37 процентов генпланов городских поселений. Стоит задача до конца 2012 года сформировать систему документов территориального планирования, генпланов поселений.
Государство старается максимально упростить и облегчить процесс подготовки таких документов. Минрегионом запущена первая очередь федеральной государственной информационной системы территориального планирования, которая станет единым общедоступным информационным ресурсом в сфере терпланирования. Для упрощения разработки проектов генпланов и определения их стоимости министерством изданы методические рекомендации и справочник цен.
Помимо этого правительственная комиссия по территориальному планированию определила дополнительные мероприятия по содействию органам местного самоуправления в подготовке схем и генпланов, проведению курсов повышения квалификации сотрудников органов исполнительной власти регионов и муниципалитетов.
К разработке проектов необходимо привлекать профессиональное архитектурное сообщество, в том числе и зарубежных специалистов.
— А где гарантии, что город, поселение, муниципалитет будут развиваться именно по принятому плану?
— Действительно, часто документы планирования воспринимаются органами местного самоуправления как галочка в исполнении законодательства и предоставленных им полномочий. Решения же принимаются сиюминутные и напрямую противоречащие утвержденной документации.
Без продуманного генерального плана невозможно комплексное развитие территорий, синхронизация развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, оптимизация бюджетных затрат. Градкодекс без этих документов вносит запрет на перевод и резервирование земель, разработку документации по планировке. Последний срок ограничений перенесен до 31 декабря 2015 года.
Что касается федерального уровня, сегодня Градостроительным кодексом регулируются процессы строительства, но цели и направления, общие принципы развития территорий не определены. Профессиональное сообщество и общественные организации выступали с инициативой создания Градостроительной доктрины. Считаю, назрела острая необходимость пойти дальше и приступить к разработке нового законодательства о пространственной организации Российской Федерации.
И, наконец, нам нужно уйти от проектирования объектов к проектированию пространств. В России нет недостатка в земле, но есть недостаток подготовленных для развития территорий. Приоритетом государства будет поддержка создания площадок, обеспеченных инфраструктурой.
— Кто будет заниматься проектированием пространств?
— Мы тоже задаемся этим вопросом. В настоящее время к процессам градостроительного проектирования привлечены организации и структуры, чей профессиональный статус и компетенция ничем не подтверждаются. Полагаю, настало время заняться созданием института подтверждения профессиональной ответственности. Как это будет сделано - на базе лицензирования или саморегулирования, - считаю, нужно решать самому профессиональному сообществу. Но такая необходимость назрела.
— Виктор Федорович, одна из самых больших проблем - это моногорода. Оценки разные, но примерно их 400 (с монопоселками). Государство пытается их как-то поддержать. Какая сегодня ситуация там? Госпомощь продолжается? Кому? На каких условиях?
— Государство оказывает помощь модернизации моногородов. В прошлом году господдержку получили 35 городов более чем на 22 миллиарда рублей. Две недели назад на совещании под председательством Президента РФ было принято решение продолжить такую помощь.