С. Киселёв (АНО БТИ): по вопросу передачи учёта земель субъектам РФ
На сайте АНО БТИ размещена статья генерального директора организации С. Киселёва о прошедшем заседании общественного совета Росреестра и вопросе передачи прав осуществлять кадастровый учёт субъектам РФ. Ознакомиться с материалом полностью можно здесь
В конце октября Глава государства и Премьер-министр высказали мнение о возможной передаче субъектам федерации РФ полномочий по кадастровому учёту земель. Субъекты федерации в испуге промолчали по поводу такого подарка, а общественность задумалась в ожидании. 17 ноября 2011 г. Общественный совет при Росреестре на своём заседании почти единодушно выступил против передачи учёта земель субъектам РФ.
По мнению экспертов АНО БТИ, вопрос о полномочиях искусственный и уводит постановку вопроса от его решения по существу.
Во первых, передавать субъектам РФ, кроме полномочий, нечего:
— основной финансовый ресурс, разумно требуемый для создания десятка кадастров, уже съеден;
— земельный кадастр, а тем более ГКН, находятся в состоянии проектирования. Нельзя же назвать кадастром миллионы участков, не увязанных в единую сеть и разбросанных как острова в океане неведомых земель;
— кадастровая оценка земельных участков изначально ведётся субъектами РФ, а иные показатели учёта, имеющиеся в ГКН, не имеют целевого характера, многочисленны и пустозвонны.
Во вторых, ни Федерация, ни субъекты РФ, ни муниципалитеты не способны в одиночку решить такую задачу - требуется разграничение полномочий в соответствии с Конституцией РФ.
Ну и в третьих, ни о каком кадастре как универсальном своде сведений не может быть и речи.
Действительно, все понимают, что не может быть и речи об универсальном реестре всех граждан и всех лиц, образуемых с их участием. Понимают и не пытаются объединить ЗАГС, ЕГРН, ЕГРЮЛ и другие информресурсы о лицах в один суперреестр лиц.
Но почему-то пустозвонство об универсальном кадастре недвижимости, включающем в себя непонятную недвижимость от частей земельных участков до частей зданий, от территориальных зон и до частей света, рассматривается как нечто серьёзное и реально достижимое.
Ну и в четвертых, и в пятых, и далее: о каком учёте недвижимости можно говорить, если многовековой практический и теоретический опыт профессионалов по учёту недвижимости игнорируется, а новые наработки повторяют ошибки столетней давности?
К примеру, почему опыт БТИ РФ по учёту строений и сооружений вместе с БТИ РФ системно уничтожаются, а опыт Росреестра и ЗКП по наработке перечня причин отказов в регистрации и учёте поощряется и размножается в громадном числе "одних окон"?
Неужели не очевидно, что и регистрацию, и учёт следует сделать обязательными, как бухучёт. Обязательными, но не для граждан, а для чиновников от регистрации, ибо они должны регистрировать не права, а документы об обязательствах.