Минэкономразвития: предоставление для госрегистрации прав на объекты капитального строительства кадастровых паспортов, выданных организациями без аккредитации Росреестра
На сайте DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы, опубликовано Письмо Минэкономразвития РФ от 30.09.2011 N 21448-ИМ/Д23
Кадастровые паспорта объектов капитального строительства, выданные организациями (органами), не аккредитованными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в том числе "частными" БТИ, не могут быть представлены для государственной регистрации прав на соответствующие объекты капитального строительства.
Исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к организации для ее аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, а также порядок ее проведения установлены Положением об аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70 (далее - Положение об аккредитации).
Иные нормативные правовые акты, регулирующие аккредитацию организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства, отсутствуют.
В соответствии с п. 2.1 Положения об аккредитации одним из требований, предъявляемых к организации для ее аккредитации на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, является требование о наличии у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Постановлений Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 'О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации' (далее - Постановление N 1301) и от 04.12.2000 N 921 'О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства' (далее - Постановление N 921), а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктами 3 , 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением N 1301, установлено, что государственный технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ).
В соответствии с Положением о государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением N 921 (далее - Положение об учете), техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - ОТИ).
Согласно указанным нормативным правовым актам архивы БТИ и ОТИ относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации.
Кроме того, ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ 'О государственном кадастре недвижимости' (далее - Закон о кадастре) установлено, что технические паспорта, оценочная и иная хранящаяся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно- техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются федеральной собственностью.
В соответствии с п. 3.2 Положения об аккредитации к заявлению об аккредитации прилагается справка о ведении (описи) архива, в том числе учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации, подтверждающая ведение или возможность ведения архива в соответствии с требованиями п. 2.1 Положения об аккредитации.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ 'Об архивном деле в Российской Федерации' (далее - Закон N 125-ФЗ) документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, хранятся постоянно в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской Академии наук; временно - в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 125-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами.
Частью 2 указанной статьи установлено, что государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования, передающих документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в эти архивы. Включение в указанные списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основании договора.
Из указанных норм следует, что круг организаций, в которых могут храниться архивные документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда, а соответственно, и ведущих архивы таких документов, определен как государственные или муниципальные организации. В организациях иных организационно-правовых форм хранение архивных документов, относящихся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являющихся федеральной собственностью, не предусмотрено действующим законодательством. Такие организации являются только источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами.
Следовательно, у организаций, не являющихся государственными или муниципальными организациями, отсутствует возможность ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию.
Таким образом, ведение архива, в том числе хранение архивных документов, находящихся в государственной собственности, не может осуществляться организациями иных форм собственности, помимо государственной или муниципальной. В связи с чем такие организации не могут быть аккредитованы в качестве организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства как не соответствующие требованиям, установленным п. 2.1 Положения об аккредитации.
Данная позиция нашла свое отражение и в судебной практике (например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2009 по делу N А43-6972/2009-10-138 , ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2009 по делу N А56-48017/2008 ).
По вопросу аккредитации 'частного' БТИ при наличии соответствующего гражданско- правового договора на хранение архивных документов, образующихся в ходе деятельности 'частного' БТИ, имеющего организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью, с государственным (муниципальным) архивом, необходимо отметить следующее.
Исходя из положений Закона N 125-ФЗ возможность передачи на хранение документов соответствующих государственных и муниципальных архивов не предусматривает возможности ведения указанных архивов третьими лицами.
Таким образом, указанные организации не могут быть аккредитованы в качестве организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Частью 3 ст. 43 Закона о кадастре установлено, что в переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости.
В соответствии с Положением об учете кадастровые паспорта объектов капитального строительства выдаются по результатам государственного технического учета.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 'О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства' технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.