1. В терминологической части проекта закона приведена классификация государственных навигационных карт и поскольку их перечень является исчерпывающим, то создаваемые и используемые государственные навигационные карты для автомобильного транспорта (автодорожные навигационные карты, АНК) выпадают из законодательного регулирования навигационной деятельности. Предполагается, что идея новеллы заключается в том, что автодорожная навигационная информация складывается из картографической основы и совмещаемой с ней дополнительной навигационной информацией (об объектах автодорожной навигации и об организации дорожного движения). Таким образом государственные АНК полностью исключаются из сферы государственной деятельности и услуг как вид картографической продукции и как понятие. При этом содержание пояснительной записки вводит в заблуждение упоминаниями о государственной навигационной автодорожной карте, которая в тексте проекта закона отсутствует.
Необходимо также обратить внимание на логико-семантическую коллизию предлагаемой классификации, возникающую на том основании, что для решения задач в сфере обороны и безопасности Российской Федерации требуется использование всех видов навигационных карт с одной особенностью – наличием специфических требований к ним. Вместе с тем морские навигационные карты традиционно создаются в сфере деятельности Минобороны России.
2. Также законопроект содержит юридико-техническую ошибку, связанную с распоряжением объектами интеллектуальной собственности, а именно:
Предусматривается «приобретение заинтересованными лицами прав на карты». В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, права собственности распространяются на имущественные объекты (вещи) и на исключительные права. В отношении объектов вещного права их «приобретение» влечёт переход права собственности от одного лица к другому, а в отношении интеллектуальных прав осуществляется их а) «отчуждение» (передача прав в полном объёме), обозначающее переход права собственности к правоприобретателю, либо б) «предоставление прав на использование» как в неисключительном, так и в исключительном объемах, в результате которого права собственности сохраняются за лицензиаром. Государственной политикой в области интеллектуальной собственности определено, что отчуждение прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие Российской Федерации, не допускается за исключением особо установленных случаев.
3. Формально-логически, равное упоминание «информации автодорожной навигации» и «информации об организации дорожного движения», не является корректным, поскольку первое понятие является объединяющим и должно включать в себя второе понятие как один из классов навигационной информации.
4. Поскольку предусматривается в двух разных федеральных государственных информационных системах раздельное ведение указанной выше информации, то результаты информатизации не будут эффективными и соответствовать потребностям пользователей, заинтересованных в получении достаточно полного набора информации из одного источника (как принято обозначать в терминах административной реформы - «в режиме одного окна») и чтобы такая информация была достаточно полной и интероперабельной при совмещении.
5. В свод информации системы автодорожной навигации не включены прямым текстом многие важные объекты, такие как дорожные сооружения, включая мосты и тоннели, объекты транспортной инфраструктуры, в том числе транспортные узлы.
Из поля зрения авторов проекта закона выпал значительный и важный пласт информации об организации движения в городах и пригородных зонах, без чего ведение информационных систем об организации дорожного движения является неэффективным и практически полностью теряет потребительскую ценность.
6. Не определён прямо федеральный орган исполнительной власти, реализующий полномочия по ведению информационной системы организации дорожного движения Российской Федерации, в результате чего может возникнуть технологическая несовместимость двух реализуемых ФГИС, очередное дублирование работ и организационных структур.
7. Некорректно обозначена форма доступа «для ознакомления», поскольку это может составлять цель, но не форму. Непосредственно к формам доступа могут быть отнесены соответствующие категории по критерию способов использования: визуализация (показ, позволяющий пользователю произвести просмотр без копирования), копирование, переработка. При этом каждый из способов использования результатов интеллектуальной деятельности должны быть закреплены разрешениями соответствующих правообладателей.
Выводы
Текст проекта федерального закона содержит логические и правовые противоречия. Идеология изменений в законодательстве не в полной мере соответствует принципам осуществляемой административной реформы, соображениям целесообразности, а также требованиям технологичности и соблюдения интересов пользователей государственной информации.
Принципиальный подход, направленный на информационно-коммуникационную поддержку процессов создания и использования автодорожной навигационной информации, можно считать обоснованным, с учётом следующих замечаний.
Необходимо уточнить классификацию государственных навигационных карт, а также каким образом создаётся и вводится в обращение государственная автодорожная навигационная карта (либо государственная картографическая основа для создания различных автодорожных навигационная карт) как вид продукции, и привести в соответствие тексты проекта закона и пояснительной записки.
Предоставление информации в централизуемые информационные ресурсы должно нормативно определяться не только обязанностями владельцев исходной информации, но и их техническим возможностями и средствами информационного взаимодействия, в том числе межведомственного, что необходимо основывать на соответствующих нормативных диспозициях и требованиях.
Необходима корректировка положений проекта закона, предполагающих возможную разрозненность и неполноту навигационной информации. При этом возможно учесть, что вопросы информационного взаимодействия при создании и использовании информационных ресурсов могут решаться средствами открытых сервисно-ориентированных архитектур, в том числе в сфере Инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Необходимо точное соблюдение требований действующего законодательства об интеллектуальной собственности. Возможно предусмотреть следующие подходы:
Определить (если настоятельно необходимо сохранить идеологию раздельного ведения видов навигационной информации автомобильного транспорта в двух ФГИС), что при совместными нормативными правовыми актами Минэкономразвития России и Минтранса России должны быть установлены необходимые правила и порядки предусматривающие:
1. Единые требования к государственным картографическим основам, используемым в этих ФГИС;
2. Порядок обеспечения формирования и ведения государственных информационных ресурсов и информационного взаимодействия между двумя ФГИС, устанавливающие:
— порядки формирования навигационной информации, поступающей из первичных источников и необходимые требования для подготовки к публикации, в том числе обеспечению совместимости с картографическими основами;
— порядки обязательного формирования каталогов пространственных данных автодорожной навигации (метаданных) и взаимосвязанных Web-сервисов поиска и визуализации найденной информации и необходимые требования;
3. Требования к полному обязательному составу и обеспечению совместимости информационных ресурсов ФГИС и их версий для решения задач пользователей.
Примечание - Данные требования должны также учитывать различия в вычислительных мощностях мобильной и стационарной аппаратуры пользователей различных категорий и в решаемых ими задачах при картографическом обеспечении использования навигационных систем.
4. Порядок предоставления прав на использование цифровых результатов интеллектуальной деятельности владельцами информационных систем пользователям – правоприобретателям (лицензиатам) при удаленном взаимодействии, в том числе с использованием сети Интернет.
Примечание - без определения порядка все законодательные нормы о предоставлении картографических материалов для скачивания через веб-сайт останутся только формальными декларациями, не обеспеченными определёнными механизмами взаимодействия, учитывающими требования гражданского законодательства. Отсылка на то, что порядок заключения лицензионного договора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, не обеспечивает ясность, а только запутывает ситуацию, поскольку правами распоряжаются не данный федеральный орган исполнительной власти, а конкретные распорядители прав, именно они и только своей волей определяют приемлемый для них порядок заключения лицензионных договоров и их условия. (На основании ГК РФ, ФЗ «Об информации…» и постановления Правительства РФ от 02.12.2004 № 726 «О порядке распоряжения исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии»).