Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№3_2011/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Тульская градостроительная инициатива

(Обсуждена на IV Тульском экономическом форуме 30 сентября 2011 г.1)


Мир кардинально изменился

С развитием городов в России неблагополучно. Провинциальные города вчистую проигрывают конкурентную борьбу за жителей столице, многие москвичи с вожделением подумывают о Лондоне, Париже, Сингапуре…

Причины на первый взгляд очевидны: дефицит средств, неумные чиновники. Практически любой горожанин с готовностью изложит полдюжины принципиальных ошибок руководства своего города. Руководители же, в свою очередь, будут говорить о мешающих им дилетантах, квадратных метрах и изношенной инфраструктуре.

Однако дело не в деньгах, метрах, трубах. И в этом легко убедиться. Например, проблемы более благополучной в материальном плане Москвы за последнее время только усугублялись. Или очаги благополучия в виде районов новостроек вроде Павшинской поймы, несмотря на тысячи новых квадратных метров, не принесли счастья жителям, которые с жильем получили целый букет неприятностей: от неведомых ранее пробок до отсутствия возможности отдохнуть после работы или пристроить ребенка в детский сад.

Еще в 70-х гг. XX века международный тренд городского развития сменился с индустриального на постиндустриальный, т. е. с технологического на гуманистический. Развитие городов за последние десятилетия круто развернулось в сторону развития личности и гармонизации человеческих отношений в городской среде. И это не академический штамп, а, как говорится, реальность, данная нам в ощущениях. Изначально города возникали как результат концентрации ремесленников. В течение тысячелетий главный тренд был связан с развитием производства. Затем направление сменилось: постепенно стал проявляться запрос к городу со стороны самих жителей. От жилищ рабов мир постепенно переходил к индивидуальным домам и квартирам. А мы в России до сих пор продолжаем двигаться по конвейерной траектории, сложившейся еще в хрущевские времена: обезличенные квадратные метры любой ценой, все остальное – по остаточному принципу. Кстати, пресловутая норма «9 кв. м на человека» была определена прежде всего исходя из объема воздуха, потребного человеку для восьмичасового сна (то есть главное – восстановиться и с утра к станку). Вроде бы безупречная логика – миллионы наших граждан живут просто в неприемлемых условиях, их нужно переселить в современное жилье. Но это – путь в никуда. Как сейчас мы сносим хрущевки, так довольно быстро станут проклятым местом районы так называемой комплексной спальной застройки.

Занятые перестройкой, приватизацией и переходом к новому укладу, мы пропустили смену мировой урбанистической парадигмы. Основная суть нового тренда на первый взгляд довольно банальна – это гуманизация городов. Город для человека. Не для производства, не для размещения и восстановления рабочей силы, а для человека. В городе должно быть приятно жить, творить, общаться, растить детей, встретить старость. Наконец, туда просто должно хотеться вновь приехать.

Немного высокопарно. Но если не следовать этому новому тренду, то не помогут ни денежные вливания, ни программы сверхдоступного жилья, ни административный ресурс – люди будут просто уезжать. Причем не когда-то, через полстолетия, а уже сейчас. И городским властям придется иметь дело не столько с пресловутой безработицей, сколько с жесточайшим дефицитом людей, о который «разобьются» любые инвестпроекты. Плюс к этому – уже проявившаяся проблема старения оставшегося населения, растущих потребностей в социальной поддержке.

И еще. Есть распространенное заблуждение, что гуманизацию могут позволить себе только очень богатые страны. Это не так. Мировой опыт свидетельствует об обратном: наиболее активны в развитии новых форм градообустройства сейчас такие страны, как Китай, Индия, Бразилия. Население там не богаче нашего.

Россия как член клуба новых лидеров мирового роста БРИК не может отставать от коллег в этом направлении. Смена вех неизбежна, и государство должно внятно артикулировать современную внутреннюю политику с фокусом на городах.

Город для человека

Итак, гуманизация. Есть огромный простор для трактовки этого ключевого тренда. Но для определенности неплохо бы сформулировать главные ценности, внести хоть какую-то конкретику в эфемерное понятие «место, где хочется жить». Задать систему координат, без которой сложно определить, в верном ли направлении движемся.

После многих сотен бесед и интервью со специалистами разных стран выкристаллизовались следующие ценностные ориентиры. Развитие города должно обеспечивать жителям наилучшие условия для:
Сбережения здоровья и роста рождаемости. Довольно очевидное требование, которое, однако, обычно уходит на второй план. Речь не только о медицинской сфере, ничуть не менее важно поддержание здорового образа жизни: доступные спортивные секции, фитнес-клубы, хоккейные «коробки» во дворах. Равно как и ухоженный парк, по которому можно устроить пробежку, или отсутствие очередей в ясли и детские сады. Но и этого мало. Город должен быть привлекательным для жителей и гостей, сберегать и приумножать население через рождаемость, активное долголетие, миграционную активность. Качество среды обитания в современном мире становится ключевым условием для выбора места жительства. Люди бегут из российских городов не только и не столько за зарплатой, но в первую очередь за новым (лучшим) качеством места проживания.

Самореализации и раскрытия творческого потенциала личности. У нашей страны есть большой опыт организации доступного досуга значительных масс людей. Досуга не в смысле праздного времяпрепровождения, а возможности и условий проявлять себя в какой-то иной сфере кроме работы. Речь не идет о дословном воспроизведении советского опыта с кружками кройки и шитья и клубами «тех, кому за…». Всеобщая интернетизация значительно расширила формы, позволяющие человеку реализовать себя как в профессиональном, так и во внепрофессиональном отношении. Устранение цифрового неравенства, не требуя больших материальных затрат, в значительной мере способствует раскрытию самых разнообразных талантов человека. Создание креативных зон (кластеров) для разнообразного самовыражения горожан должно стать приоритетом городского проектирования.

Самоидентификации и сопричастности к городскому сообществу, его ценностям, социальной, профессиональной и творческой востребованности. Постсоветская ломка общества, становление в России новых экономических отношений серьезно подорвали человеческие связи: семья, друзья – вот кольцо обороны, все остальные – враги или конкуренты. Построенное на таких принципах общество не способно не то что к достижению, а даже к постановке больших задач. А нам как стране, как народу предстоит решить именно такие задачи. Основа возрождения так необходимой нам солидарности в городах, там, где мы совместно проживаем и вольно или невольно вынуждены решать каждодневные житейские проблемы. В условиях разумно и справедливо организованной городской жизни человеку проще раскрыться – и как индивидуальности, и как профессионалу (дома ведь и стены помогают).

Самоуправления, связей с самоорганизующимися сообществами, внутренних и внешних коммуникаций и информационного обмена. Человеку комфортно жить в таком городе, где к его мнению прислушиваются. Скандалы вокруг строительства небоскреба Охтацентра в Петербурге или прокладки автотрассы через Химкинский лес в Подмосковье показали, что в современных условиях сплочение людей для решения животрепещущих проблем происходит быстро. Внимание к мнению горожан не только позволяет избежать конфликтов, но и помогает задействовать потенциал гражданского общества для определения путей развития наших городов.

Как сделать наши города гармоничными

Современный город – это, прежде всего, сообщество жителей, пространственно выраженное социально-экономическое явление. Таким образом, идеал урбанизации – создание гармоничного города, организация которого способствует не только удовлетворению материальных потребностей жителя, но и во многом задает определенную планку взаимоотношениям, интеллектуальному уровню и духовным ценностям горожан.

Гармоничный город – это не некий заоблачный идеал, слабо пересекающийся с каждодневной работой городских администраций. Напротив, качество жизни человека в городах напрямую зависит от конкретных действий, соблюдения ряда ключевых условий, которые как раз и являются самой непосредственной задачей муниципальных властей, основными направлениями их деятельности.

Эти условия таковы:
• комфортная и доступная городская инфраструктура;
• достаточность комфортного жилья и высокая жилищная мобильность;
• безопасность городской среды;
• экологическая ответственность;
• сохранение исторического и приумножение культурного наследия;
• развитие городского сообщества и самоуправления.

Городская инфраструктура
Многие российские города представляют собой единое целое лишь на карте, в реальности же они расколоты на слабо связанные между собой куски: здесь работаем, здесь отдыхаем, сюда добираемся за покупками. Как следствие – вымирающие вечерами офисные или заводские районы, ежедневные бессмысленные траты времени на дорогу и автомобильные пробки.

Самое напрашивающееся решение – поступательное наращивание пропускной способности существующих или строительство новых трасс. Но это отнюдь не панацея: больше дорог – больше машин – больше пробок – опять больше дорог и т. д. Разумная организация работы общественного транспорта (не путать с хаосом псевдомаршруток) сшивает город в единое целое гораздо лучше и при этом обходится несравненно дешевле – это убедительно доказали на практике власти бразильского города Куритибы.

На единство города и удобство жизни в нем влияет и доступность всех необходимых сервисов и услуг, начиная с государственных и заканчивая торговыми. В средней и долгосрочной перспективе такая доступность обеспечивается новыми принципами планирования городов. Однако разве не во власти муниципальных администраций добиться уже сейчас такого размещения торговых объектов или присутственных мест, которое бы обеспечило шаговую доступность услуг, сокращающую количество перемещений по городу? В каком нормативном акте закреплено, что единственным местом массового досуга горожан должен быть парк культуры и отдыха, созданный еще при советской власти?

Таким образом, с точки зрения городской инфраструктуры гармоничность города обеспечивается:
• избыточностью и качеством транспортной системы с балансом общественного и личного транспорта;
• ценовой, количественной и транспортной доступностью основных городских услуг для горожан;
• качественным информационным пространством, разветвленностью технологических и социальных коммуникаций, эффективной системой ориентации в городской среде;
• разнообразными общественными пространствами и масштабным озеленением.

Достаточность комфортного жилья и жилищная мобильность
Необходимость в утолении жилищного голода не оправдывает всеядности: массовое строительство панельных многоэтажек должно уйти в прошлое. Рано или поздно (скорее, рано) их придется сносить. В странах Западной Европы и США районы подобной застройки уже давно стали средоточием нищеты и преступности – здесь не живут, а выживают.

Масштабное строительство, без которого невозможно решение жилищной проблемы, должно опираться на совсем иные, чем в 1960-е годы, принципы. Массовость не предполагает единообразия. Снижение себестоимости строительства может достигаться за счет создания каталога проектов, приспособленных к условиям тех или иных регионов, а также унификацией строительных модулей (деталей), из которых, как в конструкторе «Лего», возможно быстро и недорого возводить самые разнообразные по метражу, планировке и внешнему облику здания. Доступность комфортного жилья должна быть обеспечена также внедрением в строительство передовых технологий и материалов, призванных еще и снизить затраты на последующую эксплуатацию зданий. Таким образом, заодно будет решаться и насущная проблема повышения энергоэффективности отечественного жилого фонда.

Проведенная в постсоветскую эпоху приватизация жилья в России наделила большинство наших граждан реальной собственностью, но одновременно и превратила их в своего рода крепостных, только прикрепленных не к земле, а к квартире. Это стало очень серьезным препятствием мобильности населения, способствовало консервации отсталости целых городов и регионов, создало благоприятные условия для бесконтрольной внешней миграции в страну.

Решить или смягчить указанные проблемы можно через создание полноценного сектора аренды городского жилья. Возможность маневрировать жилым фондом – это и хорошая предпосылка для привлечения в наши города инвестиций, создания новых отраслей в муниципальной экономике, следовательно, и уход от монополии тех или иных производств, приведших к проблеме моногородов.

Таким образом, достаточность комфортного жилья и жилищная мобильность могут быть достигнуты за счет:
• внедрения самых передовых технологий и стандартов в строительство;
• создания основанных на этих стандартах и технологиях «библиотек» проектов, приспособленных для массового возведения по всей стране с учетом региональной специфики (климата, наличия местных строительных материалов, традиций и уклада жизни населения);
• возникновения значительного по объемам арендного жилого фонда.

Безопасность городской среды
Безопасность – один из ключевых факторов обеспечения высокого качества жизни в городе. Вопреки распространенному мнению, обеспечение безопасности жителей города обусловливается не только борьбой с преступностью и терроризмом, то есть не является вотчиной одной только полиции или спецслужб. Сплоченность горожан, их чувство сопричастности к жизни родного города – не гарант, но хорошая предпосылка снижения преступности, в том числе уличной, бытовой. Возрождение в новых формах народных дружин, которое происходит в некоторых регионах, служит тому подтверждением.

Погодные аномалии прошлых лет выявили крайнюю уязвимость наших городов перед последствиями лесных пожаров и наводнений: доставшаяся нам в наследство советская инфраструктура изношена и работает на пределе возможностей, а новая не создана. Применение новых технологий (от камер слежения и внедрения в строительство негорючих материалов до самого современного контрольного оборудования в городское коммунальное и дорожное хозяйство) поможет такую инфраструктуру возродить на современной основе.

Наши дороги до сих пор остаются полем брани автомобилей и пешеходов. Одним лишь повышением штрафов и призывами к соблюдению правил дорожного движения эту проблему не решить. Между тем зачастую остроту проблемы помогает снять поддержанная городскими властями перед ГИБДД инициатива граждан по установке «лежачего полицейского» или возведению внеуличного пешеходного перехода.

Таким образом, безопасность городской среды должна базироваться на:
• приспособленности городской инфраструктуры к предупреждению, минимизации последствий природных и техногенных катастроф;
• вовлечении самих горожан в обеспечение общественного порядка, снижение травматизма на дорогах;
• обеспечении безопасности планировочными градостроительными решениями.

Экологическая ответственность
Значительная часть наших городов возведена в 1930-1960-е гг., когда дымящие трубы считались символом прогресса, а низкий уровень жизни населения приводил к тому, что полигоны бытовых отходов росли умеренными темпами. Цена на энергоресурсы при этом регулировалась государством и главным требованием к новостройкам была низкая себестоимость возведения, а не последующей эксплуатации.

Накопленные в результате за десятилетия экологические проблемы нельзя решить в одночасье. Поэтапному, но сравнительно быстрому улучшению состояния экологической обстановки в наших городах и вокруг них будут способствовать:
• внедрение постепенно ужесточающихся норм загрязнения окружающей среды и потребления ресурсов. Речь идет о так называемых технологических коридорах, четко прописанных по срокам повышающихся требований к объемам вредных выбросов предприятий, транспорта, доле вовлекаемых во вторичный оборот отходов и т. д.;
• стимулирование снижения потребления разного рода ресурсов – через льготы бережливым, через повышающиеся тарифы, установление контрольных приборов;
• ужесточение требований (стандартов) по энергоэффективности к вновь возводимым и реконструируемым зданиям.

Сохранность культурно-исторического наследия
Мы наследники великой культуры. Однако по нашим городам за редчайшим исключением этого не скажешь. Памятники культуры, истории и архитектуры зачастую находятся в заброшенном состоянии, исчезают под натиском циничных девелоперов, стремящихся освоить в погоне за сверхприбылью уже, «к сожалению», застроенные территории. Между тем мировой опыт свидетельствует, что бережное отношение к памятникам и разумное приспособление под современные функции может сделать их солидным источником доходов для муниципалитетов, обеспечивать занятость населения. Не говоря уже о том, что история, наследие – одни из самых надежных основ для появления такого понятия, как городская общность людей, их самоидентификации вокруг малой родины.

Мы продолжатели традиций. Но в России за прошедшее двадцатилетие не только почти не создавались объекты, претендующие на историческую ценность, но и наследие советского строя активно уничтожалось по политическим причинам! Недопустимо уничтожать историю, исходя из политического контекста, и не стремиться созидать исторические ценности, оправдываясь дефицитом средств и рыночной конъюнктурой.

Охрана культурно-исторического наследия в городах не должна ограничиваться консервацией памятников. Современные принципы освоения наследия более гибкие. Они предполагают:
- переход от охраны отдельных объектов к охране городской среды, объединяющей как выдающиеся памятники наследия, так и объекты рядовой застройки; бережное отношение к нематериальному наследию, включающему традиции и жизненный уклад, сложившиеся в том или ином историческом месте;
- интеграцию наследия в повседневную жизнь города, придание памятникам новых функций, полезных для горожан;
- стремление к созиданию новых исторических ценностей и сбережение для будущих поколений недавнего, пусть еще не признанного историческим, наследия.

Вовлечение общественности в обсуждение проблем и перспектив города
Единственно эффективный подход к реконструкции и развитию городских территорий подразумевает активное и реальное (не имитационное) участие общества в разработке планов реконструкции на всех ее этапах. Достижение общественного консенсуса является более важной задачей, нежели реализация самых что ни на есть «научно обоснованных» градостроительных и управленческих решений. Самый простой, но показательный пример – люди предпочитают ходить в парке не по правильно проложенным и красиво вымощенным дорожкам, а по тем, что удобнее и короче.

В связи с этим важнейшей задачей городского управления сегодня становится разработка эффективных механизмов включения жителей города и экспертного сообщества в процесс разработки, обсуждения и принятия значимых управленческих решений.

Целью здесь служит не столько предотвращение громких конфликтов (это минимальная польза), сколько формирование городской общности. Солидарность горожан – не благостное отвлеченное понятие. Как говорили классики, идея, овладевая массами, становится материальной силой, поэтому в основе управления гармоничным городом должны лежать такие методы, как:
- социологические опросы по всем планам и деталям городского развития, а при выявлении спорных моментов – проведение городских (районных) референдумов;
- формирование муниципально-общественных комиссий, призванных проектировать и согласовывать городские преобразования на условиях софинансирования;
- стремление к общественному консенсусу, следование властей принципу «насильно сделать счастливым невозможно».

Ответственность и критерии эффективности деятельности городских властей

Важнейшей мерой, стимулирующей муниципальные власти к поиску и внедрению инновационных технологических и социальных, управленческих и градостроительных решений, которые позволяют решить стоящие перед городами проблемы наиболее эффективным и дешевым способом, является создание системы индикативных показателей. По сути, речь идет об аналоге принятой в практике корпоративного управления системы ключевых показателей эффективности (KPI) – конкретных и не допускающих двоякого толкования индикаторах.

Такие публичные показатели, во-первых, могли бы лечь в основу отчетности глав городских администраций перед местными законодательными собраниями и избирателями.

Во-вторых, показатели должны быть обобщающими и понятными большинству горожан, т. е. демонстрировать в доступной форме в открытых источниках (например, на интернет-сайте мэрии города) динамику городского развития по ключевым параметрам (рождаемость, смертность).

В-третьих, показатели должны стать общераспространенными и сопоставимыми для разных городов, только тогда возникнут условия для соревнования городов, а достижение городом опережающих индикативных показателей будет очевидным основанием для предоставления финансирования из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ по федеральным и региональным целевым программам и, конечно же, инвестиционным магнитом.

Готовность мэрии добровольно подчинить свою деятельность публичным критериям позволит сделать оценку труда муниципальных администраций объективной, не связанной с текущей политической конъюнктурой. Обеспечит поддержку усилий самых эффективных управленческих команд. Наконец, даст возможность максимально точного измерения их деятельности самим горожанам.

Мониторинг ключевых показателей эффективности

Введению системы ключевых показателей эффективности должна предшествовать серьезная работа по организации регулярного и объективного мониторинга параметров системы, не входящих в зону официального статистического наблюдения (например, состояния зданий и городской инфраструктуры).

В мире эта проблема решается за счет создания независимых сертификационных центров, накапливающих целевую статистику через опросы, исследования, экспертизы, добровольную сертификацию (например, энергоэффективных зданий).

Организация независимых сертификационных центров, подбор и подготовка квалифицированного персонала, оснащение их современными техническими средствами контроля и измерений (например, тепловизорами) и, наконец, эффективной и скоординированной системой мониторинга – задача первостепенной важности как для крупных городов, так и для регионов. Тем более, что затраты на их организацию и деятельность несопоставимы с эффектом, как экономическим, так и социальным.

А сам показатель покрытия городских территорий услугами по сертификации будет свидетельствовать об успехах муниципальных администраций, что не умаляет задачи по возрождению и развитию широкой и оперативной муниципальной статистики, наилучшим примером которой может служить система статистических показателей городов Германии.

Что делать

Вышеперечисленные тезисы – результат осмысления кропотливой работы сотен российских и международных специалистов в области экономики и архитектуры, социологии и экологии и т. д.

Мы, представители российских городов, эксперты, предприниматели и политики, обсудив изложенные здесь принципы развития городов в рамках IV Тульского экономического форума, в преддверии празднования 1-й годовщины Всемирного дня городов (отмечается ежегодно 31 октября по инициативе стран-участниц Всемирной универсальной выставки «ЭКСПО-2010», прошедшей под девизом «Лучше город – лучше жизнь!») заявляем, что:
1. Принимаем вышеизложенную систему ценностей городского развития и основных средств по их реализации. Мы намерены придерживаться принципов данного документа в своей деятельности.

2. В качестве первых шагов по реализации основных положений Тульской инициативы мы готовы к открытому диалогу с общественностью и бизнесом, в частности:
– Вести мониторинг ключевых показателей эффективности развития своих городов и знакомить с этими показателями общественность (прежде всего, через Интернет).
– Регулярно обсуждать с горожанами достигнутые результаты и меры по дальнейшему развитию города посредством общедоступных интернет-форумов и интернет-конференций, социологических опросов, муниципально-общественных комиссий и т. д. Эта деятельность позволит реально совершенствовать механизм местного самоуправления.
– Пропагандировать лучшие практики развития, поддерживать и стимулировать горожан к новой социальной и градоустроительной активности. Для этого, в частности, регулярно публиковать в Интернете результаты осуществления работ по развитию города, выполненных с привлечением бюджетных средств.

3. Призываем федеральную и региональные власти, политические партии поддержать наше начинание, в частности:
- Рассматривать городское развитие в качестве одного из основных приоритетов внутренней политики России, включая пересмотр полномочий и налоговых поступлений.
- Разработать с учетом положений настоящего документа Национальную градостроительную доктрину как концептуальную основу градостроительного законодательства и затем внести соответствующие изменения в законодательную и нормативную базу.

1В рамках форума был представлен Национальный доклад «Развитие городов: лучшие практики и современные тенденции», в подготовке которого приняли участие свыше 250 специалистов из России и других стран. – Режим доступа: http://www.tula-forum.ru/files/doklad.pdf


Разделы, к которым прикреплен документ:
Нормы и право
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №3_2011
Тематич. разделы / Градоустройство
Страны и регионы / Россия / Центральный ФО / Тульская область
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 24


Источник: УРТ №3_2011 10:48:46 02.11 2011   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.021102905273438 sec, Question: 72