Парламентская газета: в "одно окно" взятку не предложишь
На сайте "парламентской газеты", опубликована статья Ю.Антонова "В "одно окно" взятку не предложишь". В ней рассказывается о конференции "Правовые основы и практика противодействия коррупции на муниципальном уровне", прошедшей 8 декабря в Совете Федераций РФ. Полностью материал доступен по ссылке.
В современных условиях коррупция расценивается как одна из угроз национальной безопасности России, отметил в своём выступлении заместитель Председателя Совета Федерации Юрий Воробьёв. А основными причинами, способствующими коррупционным проявлениям на муниципальном уровне, являются административные барьеры, непрозрачность нормативной правовой базы и деятельности органов местного самоуправления, недостаточный профессиональный уровень местных чиновников, отсутствие механизмов вовлечения граждан в сферу активной антикоррупционной деятельности.
В ходе обсуждения участники конференции рассмотрели ряд аспектов заявленной темы, в том числе и практику прокурорского надзора за исполнением антикоррупционного законодательства в органах местного самоуправления, создания ими программ противодействия коррупции, роль в этой борьбе местных средств массовой информации и другие.
В рамках конференции состоялся «круглый стол» «Создание и деятельность многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг как фактор снижения коррупции на региональном и муниципальном уровнях». Открывая его, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов подчеркнул, что создание многофункциональных центров играет важную роль в улучшении доступа населения к оказанию услуг, в ограничении неправомерных действий чиновников.
Директор Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Алексей Херсонцев отметил, что ещё несколько лет назад отношение к подобным центрам было скептическим. Сегодня они способствуют повышению качества обслуживания населения, в том числе путём внедрения в их работу инноваций. На качественно новый уровень выходят взаимоотношения чиновников и граждан. Человек получает гораздо более свободный доступ к необходимой ему услуге, причём в достаточно комфортных условиях.
Не менее важно то, что многофункциональные центры становятся средством противодействия коррупции, незаконным поборам с населения. А это чрезвычайно важно в нынешних условиях, когда, как показывают данные мониторинга, так называемые неформальные платежи ещё очень распространены. Да и многие люди сами готовы дать чиновнику взятку с тем, чтобы быстрее получить требуемые от него услуги.
Центры выступают также бесплатным посредником между заявителем и необходимой инстанцией, тем самым минимизируя роль «человеческого фактора». Так что их внедрение и совершенствование деятельности только на пользу. К сожалению, ещё не везде наши граждане могут воспользоваться услугами таких центров. Сегодня их в 66 субъектах Федерации всего 310. До конца 2011 года планируется создать ещё 193. На базе действующих центров сейчас оказывается 110 услуг, в том числе государственных и муниципальных – 93, остальные 17 – услуги организаций. Принцип «одного окна» в той или иной степени реализован в 93 процентах центров.
Сейчас многофункциональные центры открыты в основном в столицах субъектов и районных центрах. В дальнейшем планируется создание офисов для приёма-выдачи документации в сельских поселениях, в труднодоступных населённых пунктах. Уже разработана схема взаимодействия многофункциональных центров и ФГУП «Почта России». И это чрезвычайно важно, так как жителям отдалённых поселений бывает накладно – и по времени, и по средствам – добираться до расположенного в их регионе такого центра.
Заместитель директора многофункционального центра Новосибирской области Мария Антонова заострила внимание на вопросе становления и создания новых центров. Этот процесс обычно идёт трудно из-за отсутствия квалифицированных кадров и чёткого понимания – куда при создании центра можно обратиться за поддержкой и помощью. Как всегда, камнем преткновения становится вопрос финансирования, необходимого для их открытия.
Директор многофункционального центра из дагестанского города Каспийск Осман Хасбулатов предложил ввести общероссийский стандарт по финансированию центров. Также он остановился на проблеме сроков оказания услуг гражданам. Нормативы были установлены многие годы назад, когда не было ни компьютеров, ни эффективных информационных технологий. Сегодня они есть, но, очевидно, нет желания у чиновников менять существующий порядок вещей. Зачем оказывать услугу в течение нескольких дней, если можно заставить человека маяться несколько недель, а то и месяцев? А если ему невтерпёж, то он обязательно придёт на поклон к чиновнику с готовностью «вознаградить» его.
Как же при этом одолеть коррупцию? Оказывается, способы есть. Руководитель многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия) Татьяна Гладкова поделилась опытом работы своего учреждения, которое является одним из основных исполнителей республиканского плана по противодействию коррупции. В частности, центр осуществляет антикоррупционную экспертизу нормативных документов, разбирается со случаями необоснованных отказов в оказании гражданам необходимых услуг.
В итоге конструктивного обсуждения участники заседания выработали ряд предложений, в том числе о введении в законодательном порядке стандартов по оказанию услуг.