Как передаёт портал CNews.ru, коллегия Счётной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки соблюдения законодательства целевого и эффективного использования бюджетных средств в ходе реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», в том числе результатов формирования инфраструктуры «электронного правительства» в Минкомсвязи России и «Ростелекома». С сообщением выступил аудитор Михаил Бесхмельницын.
Первоначально запланированный объём финансирования составлял свыше 77 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета - более 50%, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - около 30%, внебюджетные источники - 20%.
За время реализации программы в период с 2002 по 2010 г. в неё трижды вносились изменения, касающиеся целей и планируемых результатов. В результате проведенных корректировок ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» цели, задачи и планируемые результаты реализации программы были значительно изменены относительно первой редакции, вследствие чего мероприятия последней редакции программы были направлены исключительно на формирование структуры «электронного правительства».
В ходе реализации программы наблюдалось существенное сокращение объёмов её финансирования в связи с оптимизацией мероприятий в рамках программы и изменений бюджетных назначений. Фактический объём бюджетных назначений за весь период действия программы составил почти 30 млрд руб., сократившись от первоначального объема на 65,5%, в том числе: средства федерального бюджета 75%, средства бюджетов субъектов Российской Федерации 25%. Финансирование программы за счёт внебюджетных источников в соответствие с последней редакцией программы в отличие от её первоначальной редакции не предусматривалось.
Кассовое исполнение ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» за весь период реализации составило более 20 млрд руб., или почти 80% от бюджетных назначений. При этом сложившаяся структура кассового исполнения программы не соответствует плановому распределению финансовой нагрузки между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, предусмотренному в пропорции, в частности: за счёт средств федерального бюджета профинансировано свыше 93,5%, за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 6,5%.
Из 42 целевых индикаторов Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» выполнен 41 целевой индикатор, невыполнение одного индикатора допущено государственным заказчиком Минкомсвязи России по показателю «Количество федеральных органов исполнительной власти, в которых внедрена типовая автоматизированная информационная система центра телефонного обслуживания», 2 целевых индикатора перевыполнены: показатель «Доля официальных сайтов субъектов Российской Федерации, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, касающимся полноты информации о деятельности органов государственной власти» (государственный заказчик Минэкономразвития России) составил 77% при плановом значении 70%; показатель «Количество государственных и муниципальных гражданских служащих, повысивших квалификацию в области использования информационных технологий» (государственный заказчик Минобрнауки) составил 2 862 человек при плане 2500 человек.
Эффективность расходования бюджетных средств, выделенных в 2010 г. на реализацию программы в части достижения ее целевых индикаторов, составила 102,9%.
При этом на коллегии отмечалось, что единственным исполнителем по реализации мероприятий программы был выбран «Ростелеком». В качестве основного довода, приводимого Минкомсвязью России в пользу выбора «Ростелеком», являлось обеспечение экономической эффективности мероприятий программы.
Затраты федерального бюджета на оплату работ, выполненных «Ростелекомом» в 2010 г., по трём государственным контрактам составили 1,3 млрд руб., или 98,9% процента от общего объёма стоимости работ, заказчиком которых являлось Минкомсвязи России.
Однако в ходе сравнительного анализа бюджетных расходов, произведенных Министерством с целью финансирования мероприятий программы, и расходов «Ростелекома» на их реализацию установлено, что маржинальный доход «Ростелекома» составил 136,8 млн руб. При этом механизм возврата сэкономленных «Ростелекомом» средств целевого характера в федеральный бюджет условиями госконтрактов предусмотрен не был. Таким образом, указанные средства федерального бюджета не были направлены на мероприятия программы, что, по мнению Счётной палаты Российской Федерации, противоречит принципу эффективности бюджетных расходов и соответственно основному условию выбора «Ростелекома» в качестве единственного исполнителя работ по программе.
Указанные средства, по мнению Счётной палаты, должны быть возмещены государственному заказчику при дальнейшем финансировании государственной программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)».
Коллегия Счётной палаты Российской Федерации приняла решение направить представление в Минкомсвязь России. Отчёт о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального собрания.