РГ: на базе ГЛОНАСС будет создана система дорожных сборов
На сайте "Российской газеты", опубликована статья И.Семиной "Спутник для дальнобойщика". В ней рассказывается о мониторинге передвижения грузовиков. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке
Интеграция в мировой рынок дорого обходится России. Уже сейчас федеральные трассы не справляются с транспортным потоком. Именно грузовики стали основной причиной бедственного состояния отечественных автомагистралей: по своему разрушительному воздействию на дорожное полотно дороги одна 12-тонная фура равняется десяти тысячам легковушек.
До недавних пор минтранс, пытаясь упорядочить нагрузку на дорожную систему, ежегодно вводил запрет на движение большегрузов с 25 марта до 25 июня. Накануне вступления России в ВТО эта архаика себя изжила. С 1 января 2013 года владельцам грузовиков массой выше 12 тонн придется платить за пользование федеральными трассами. Правда, как говорят скептики, "дьявол сидит в деталях". Сумма сборов, которыми государство рассчитывает пополнить Федеральный дорожный фонд, будет зависеть от фактического пробега каждого отдельно взятого автопоезда. А единой системы контроля за движением грузовиков до сих пор нет даже в странах Евросоюза.
По единодушному мнению экспертов, темпы развития отечественной экономики прямо зависят от состояния национальной транспортной системы. Прежде всего речь идет о сети федеральных автодорог, никак не рассчитанных на выросший в разы поток транспорта. Тем временем принятый в апреле нынешнего года Федеральный закон N 68 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ..." предлагает решать проблему плохих дорог за счет тех, кто их больше всего портит. Возмещая вред, причиненный федеральным трассам, владельцы большегрузных фур смогут внести свою лепту в государственную программу ремонта и строительства дорог. Учитывая масштаб российского автопарка, который насчитывает более 5,3 млн грузовиков, из которых более полутора миллионов представлено 12-тонниками, можно говорить о существенном пополнении Федерального дорожного фонда.
Понятно, что эффективность сбора платежей будет прямо зависеть от выбранного решения. В мире их несколько, важно выбрать лучшее для России. К примеру, в Польше используется микроволновая связь DSRC, требующая строительства рамок-порталов на всех въездах-выездах с шоссе. Для нашей страны это решение вряд ли годится. Средняя цена одной рамки составляет около 400 тысяч евро. С учетом масштабов России, где только федеральных трасс 50 тысяч км и множество въездов и выездов, стоимостью такого проекта будет сравнима с величиной американского госдолга.
Более актуальной для нашей страны представляется применяемая в Германии с 2005 года система LKW-MAUT, основанная на спутниковой навигации. Ежегодные сборы с немецких перевозчиков превышают сумму в четыре миллиарда евро.
Дело даже не в том, что создание системы дорожных сборов на базе спутниковой навигации - самое передовое решение. Как считает исполнительный директор ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС Форум" Андрей Куприянов, использование технологии ГЛОНАСС/GPS для нашей страны попросту не имеет альтернативы. Прежде всего система способна контролировать федеральные трассы на всем протяжении, а при необходимости и региональные, если кто-то из перевозчиков "пойдет в объезд" - это еще 500 тысяч км, без дополнительных затрат".
Специфика российского рынка автоперевозок устанавливает достаточно жесткие рамки отбора компании - оператора системы. К примеру, исключительно важным фактором становится возможность распространения мониторинга передвижения грузовиков на региональные дороги. Иначе введение платы на проезд только по федеральным трассам может больно ударить по жителям российской провинции: экономя на сборах, многотонные фуры пойдут в объезд и окончательно разобьют покрытие второстепенных дорог. Не говоря уже о безопасности движения и экологии, ведь большинство этих дорог, проходят через населенные пункты.
К тому же нельзя забывать о проблеме информационной безопасности. Оператор системы получит всю информацию о маршрутах автомобилей со спецгрузами, сведения об экономической активности в стране и много другой информации. Поэтому допуск в эту сферу компаний с иностранным участием, по мнению экспертов, нежелателен.
Впрочем, предстоящий конкурс, в ходе которого будет определен создатель и оператор отечественной системы сбора платежей с большегрузов, особого ажиотажа не вызвал. Накануне вступления в силу закона ФЗ-N 68 единственной компанией, заявившей о готовности реализовать проект спутникового контроля, стал федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности НИС ГЛОНАСС. В качестве технологических консультантов НИС привлек компании T-Systems, Continental, Siemens. Они создали успешно работающую в Германии систему, и они единственные в мире, кто имеет опыт создания систем на основе спутниковой навигации. Решение компании недавно было протестировано в МАДИ и получило заключение о работоспособности системы, фактически она готова к промышленному внедрению.
Интересно и то, что для контроля НИС ГЛОНАСС намерено использовать уже установленные камеры наблюдения - фото- и видеофиксации, что поможет значительно удешевить и ускорить проект. Тем более федеральный сетевой оператор вместе с дружественной компанией "М2М телематика" имеет партнерскую сеть во всех регионах страны, что позволит оперативно оборудовать терминалами грузовые автомобили по всей стране, а затем оказывать своевременную сервисную поддержку.
Важным преимуществом отечественного разработчика можно считать изначальную "вписанность" заявленной им системы в будущее Единое экономическое пространство: национальные операторы Белоруссии, Украины и Казахстана заявили о готовности выстроить общую систему сборов именно на основе технологий НИС ГЛОНАСС.