3D News: иранские военные «угнали» американский разведывательный БПЛА с помощью подделки сигнала GPS
Как сообщает портал 3D News, на протяжении всего декабря 2011 года главной темой в ирано-американских отношениях оказался эффектный захват иранцами разведывательного беспилотного самолета США. Или шпионского «дрона», как их теперь принято называть под влиянием кинофильмов.
В первых числах декабря иранское агентство новостей IRNA кратко сообщило об успехе вооруженных сил Ирана, которым удалось засечь и приземлить вторгшийся в страну самолёт-разведчик США. Итогом же этой операции стал попавший в руки (и практически невредимый) иранских военных шпионский дрон-«невидимка» RQ-170 Sentinel.
Американские власти поначалу пытались всё отрицать, но затем признали потерю RQ-170, случившуюся, по официальной версии, в ходе полета над территорией Афганистана из-за отказа электроники. Но, дескать, если самолёт и упал ненароком в Иране, то от него могла остаться только груда обломков, которую иранцы пытаются использовать в пропагандистских целях.
Однако 8 декабря иранское государственное телевидение во время вечернего выпуска новостей показало заранее записанный видеоматериал об осмотре захваченного дрона RQ-170 местными военачальниками высокого ранга. На жертву случайного падения с внушительной высоты RQ-170 был совершенно не похож.
По данным военно-авиационных справочников, RQ-170 Sentinel - это разведывательный БПЛА, разработанный для полётов на большой высоте и в течение длительного времени. Аппарат создан в Skunk Works, подразделении передовых разработок корпорации Lockheed Martin, как ответ на запрос ВВС США, нуждавшихся в максимально невидимых для противника самолётах-разведчиках. В традиционном для БПЛА обозначении «RQ» первая буква R обозначает Reconnaissance, или «рекогносцировка». Проще говоря, аппарат не несет на борту никаких вооружений. Аппарат имеет размах крыльев 27,43 метра и высоту 1,82 метра (включая шасси). Примерно на 90% этот самолет сделан из современных композитных материалов, благодаря чему обеспечивается его минимальный общий вес. Летая на высоте 50 000 футов (то есть около 16,5 километров), RQ-170 выполняет мультиспектральную разведку и наблюдает за местностью в реальном времени, передавая данные на наземную станцию управления. Функции контроля и передачи данных между дроном и наземной станцией осуществляются по каналам коммерческой спутниковой связи (LOS SATCOM).
Журналистам удалось «выйти» на одного из инженеров, работающих ныне над вскрытием секретов захваченного дрона RQ-170 Sentinel. От этого анонимного специалиста и удалось узнать, как иранцы воспользовались известной навигационной слабостью летающих роботов-дронов и обманом заставили Sentinel приземлиться в глубине своей территории.
Как поясняет иранский инженер, «GPS-навигация — самое слабое место данной технологии. Наводя шумовое глушение сигналов на каналы связи, вы заставляете эту птицу перейти в режим автопилота. И вот там-то птичка и теряет свои мозги».
Весьма широко используемая при разнообразных хакерских атаках техника «спуфинга», или подделки сигнала, которую использовали иранцы, принимает в расчёт точные параметры геолокации, прописанные в памяти дрона, такие как данные о высоте, долготе и широте места посадки. Грамотно воспользовавшись этими данными, иранцы заставили дрона на автопилоте «садиться самостоятельно там, где мы этого хотели, — без необходимости вскрывать защиту сигналов связи и дистанционного управления», поступающих из командного центра в США.
Как свидетельствует иранский источник, ключевую роль в успехе операции захвата сыграли технологии, уже освоенные ранее, благодаря обратной инженерной разработке нескольких менее сложных американских дронов, захваченных или сбитых за последние годы. Не менее важными стали преимущества слабых и легко поддающихся манипуляциям спутниковых сигналов GPS, на основе которых дроны вычисляют своё местоположение и скорость.
Западные эксперты по военной электронике и несколько открыто опубликованных статей, посвящённых GPS-спуфингу, свидетельствуют, что сценарий, описанный иранским инженером, вполне правдоподобен и реалистичен. «Даже современные — боевого уровня — GPS-приёмники крайне уязвимы для манипуляций, — подтверждает бывший специалист ВМС США по электронной войне Роберт Денсмор (Robert Densmore). — Определённо, возможно перекалибровать GPS-устройство на борту дрона таким образом, чтобы он на автопилоте полетел другим курсом. Я бы не сказал, что это легко, однако технологии для этого имеются».
При всех достоинствах GPS-навигации в ней отсутствует система идентификации гарантированно «своих» спутников, что открывает довольно широкий простор для недружественных экспериментов.
Ещё в 2003 году командой специалистов Лос-Аламосской национальной лаборатории (Vulnerability Assessment Team, VAT) было опубликовано исследование, разъясняющее то, насколько легко можно забивать слабые спутниковые сигналы GPS более сильным локальным излучением сигналов глушения или ложных сигналов спуфинга.
При лобовой атаке, отмечали авторы, может происходить подача в GPS-приёмник поддельных GPS-сигналов таким образом, что устройство начинает полагать себя находящимся в пространстве и времени где-то там, где на самом деле его нет. При более же сложной спуфинг-атаке противник может посылать движущейся цели такие ложные сигналы, которые сначала дают её истинное положение, а затем постепенно уводят цель к другой, ложной позиции.
Как свидетельствуют совсем свежие публикации на ту же тему, эффективно устранить давно выявленную проблему не удалось и по сию пору. См. также: Каталог Организаций: - Lockheed Martin Corporation Каталог Оборудования: - GPS (Global Positioning System)