Предоставление земельных участков для жилищного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность или аренду в соответствии со ст. ст. 30 и 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Предоставление земельных участков для жилищного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность или аренду в соответствии со ст. ст. 30 и 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
При этом необходимо отметить, что земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов ( п. 2 ст. 7 Земельного кодекса).
Виды разрешенного использования указываются в соответствии с п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) в градостроительных регламентах, утверждение которых относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов.
Кроме того, в соответствии с градостроительными регламентами земельные участки могут быть отнесены к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, рекреационным и иным территориальным зонам ( п. 1 ст. 85 Земельного кодекса).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации ( п. 12 ст. 85 Земельного кодекса).
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
1. изъятия земельных участков из оборота;
2. установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
3. резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов ( п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса).
При этом не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами ( ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса).
Кроме того, относительно правомерности отказа уполномоченного органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства сообщаем, что в соответствии со ст. 64 Земельного кодекса земельные споры рассматриваются в судебном порядке.