Position-news.ru: выдержит ли навигационная система Beidou/Compass конкуренцию?
На сайте Position-news.ru, опубликована статья "Сможет ли Beidou/Compass выдержать конкуренцию?", о перспективах развития китайской навигационной системы. Полностью материал доступен по ссылке.
В декабре 2011 году китайская навигационная система получил региональное покрытие и была введена в эксплуатацию. Прогнозируется, что Beidou станет катализатором национальной навигационной индустрии, объем которой составит более 60 млрд. долларов к концу десятилетия.
Однако, по словам аналитиков, Beidou, известную больше под названием Compass, придется соревноваться с двумя мощными конкурентами — доминирующей GPS, управляемой военными США, и российской ГЛОНАСС. Начиная с 2014 года европейская Galileo также начнет передавать навигационные сигналы.
Когда все 35 спутников Beidou будут выведены на орбиту в 2020 году, они встретятся с более чем 90 космическими аппаратами трех других систем, предлагающих бесплатный и открытый доступ для коммерческих операторов.
Правительство США стало первым, кто открыл GPS для гражданских пользователей. Это произошло 30 летом назад. В настоящее время GPS предоставляет навигационные и сигналы точного времени для 95% пользователей. С глобальным проникновением, соперничающим только с интернетом, индустрия спутниковых продуктов и услуг активно развивается. Объем рынка навигационных технологий оценивается в 158 млрд. долларов ежегодно.
Для Пекина главной целью разработки Beidou является координация сил Народно-освободительной армии и управление оружием дальнего действия с помощью независимой спутниковой навигационной системы. Поскольку США и Китай все в большей мере становятся экономическими и военными противниками, последнему неразумно полагаться на американскую систему.
Если Beidou в действительности сможет повлиять на новый виток экономики, это возместит десятки миллиардов долларов, затраченных на ее разработку.
Большинству навигационных устройств требуются сигналы от 3 или 4 спутников, чтобы определить точное местонахождение. Производители микросхем со временем начнут выпускать процессоры и приемники, использующие все 4 ГНСС. Это поможет увеличить доступность сигналов в городских или горных условиях, но вряд ли усилит точность позиционирования.
На открытой площадке GPS способна обеспечить точность до 1 метра для гражданских пользователей. Большая точность обеспечивается многочастотными приемниками, которые используемыми вместе с специальным геодезическим и инженерным оборудованием.
Некоторые эксперты считают, что главные конкуренты GPS станут резервными системами. Решение России инвестировать в обновление ГЛОНАСС, первоначально конкурента GPS в период холодной войны, означает, что она сможет занять это место. Уже сейчас сочетание GPS и ГЛОНАСС дает ощутимые улучшения характеристик. Однако после ввода в эксплуатацию Compass и Galileo неясно, как добавление приемников этих сигналов сможет усилить качество работы смартфонов.
Некоторые производители смартфонов, включая ZTE, второй в Китае по объемам продаж поставщик телекоммуникационного оборудования, и Apple уже выпускают устройства, принимающие сигналы ГЛОНАСС в дополнении к GPS. Nokia планирует выпустить совместимые с GPS и ГЛОНАСС телефоны в течение этого года. ZTE уже демонстрировало устройство, принимающее сигналы всех четырех спутниковых сетей.
Власти рассчитывают на то, что мощная отечественная электронная промышленность будет разрабатывать новые и инновационные технологии, основанные на точных и надежных сигналах китайских спутников в сочетании с одной или более других ГНСС. Это согласуется с предсказаниями Европейской комиссии о том, что компании будут разрабатывать решения с достаточной точностью, чтобы обеспечить удаленное управление автомобилями или создание навигаторов для слепых людей, которые укажут им дорогу к входной двери своего дома.
Другие утверждают, что проблемы, встающие перед Китаем скорее коммерческого, чем технического характера. Если отечественные производители смогут выпустить устройства не уступающие GPS-чипам в производительности, но имеющие меньшую стоимость, они сделают серьезную заявку на то, что стать крупнейшим мировым рынком навигационных сервисов. Настоящая борьба будет разворачиваться в области технологий приема сигналов ГНСС, а здесь уровень разработки и производства Китая имеет значительное превосходство.
Китайское правительство опубликовало статистику, показывающую, что количество спутниковых навигационных устройств в Китае выросло с 100 000 в 2000 году до более чем 10 млн. в 2009. Ожидается, что к 2015 году эта цифра составит 340 млн. Агентство Strategy Analytics прогнозирует, что 1,2 млн. из 19,6 млн. машин, которые будут проданы в Китае в этом году, включают спутниковую навигационную систему, почти все с использованием GPS. К 2018 году эти показатели составят 7,5 млн. из 33 млн. автомобилей.
Количество пользователей Beidou составляет небольшую часть. Кроме военных Китая и других ведомств, более 10 000 рыболовецких судов в Южно-Китайском море опираются на сигналы Compass ,что составляет более 50% пользователей.
Некоторые эксперты считают, что только прямое вмешательство правительства в рынок сможет склонить баланс в сторону отечественной индустрии, где компании подобные BDStar Navigation (Шэньчжэнь) уже производят навигационное оборудование для китайских военных и промышленных клиентов. Они предполагают, что Пекин, очевидно, последует российскому примеру и создаст мощные финансовые стимулы для местных и иностранных компаний, побуждая изготавливать и продавать оборудование, совместимое с Beidou. Китайские компании также выиграют, получив доступ к техническим данным раньше, чем мировая индустрия. Таким образом китайские производители смогут конструировать оборудование, работающее с сигналами нескольких ГНСС раньше, чем иностранные поставщики GPS-приемников.
Технологические компании проводят исследования так называемых гибридных систем позиционирования, предоставляющих сочетание доступных спутниковых сигналов, дополненных данными от базовых станций мобильной связи и датчиков движения. Это позволит поддерживать точное определение местоположения в плотно застроенных областях и даже внутри помещений. Таким образом, преодолевается главный недостаток спутниковых навигационных систем.