Компьюлента: рисуя карту местности, наш мозг ориентируется на север
На сайте "Компьюлента", опубликована статья К.Стасевич "Рисуя карту местности, наш мозг ориентируется на север". В ней рассказывается об особенностях ориентирования на местности. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Человек способен ориентироваться в знакомом городе, используя минимум видимой информации. В этом нам помогает собственная географическая карта, построенная мозгом. Любопытно, что, как и всякая карта, эта мозговая схема оказывается наиболее точной, если «вверху» у неё «север».
Географическая карта XVII века (фото Uliuli).
Представьте, что вы идёте по хорошо знакомому маршруту между работой и домом. Как вы при этом ориентируетесь? Ответ «автоматически» не считается. Что именно ваш мозг делает на автомате?
Вопрос о том, как мы ориентируемся на местности, не менее интересен, чем загадки птичьей навигации. Одна из теорий на этот счёт гласит, что человек запоминает план местности, опираясь на какие-то ключевые объекты вокруг, и согласует это с индивидуальным опытом. Например, гуляя по городу, мы видим знакомое высокое здание и соотносим его с собственным домом. И уже потом по этим двум направляющим определяем, где находимся. Другая точка зрения утверждает, что человек ориентируется по ближайшему окружению — например, по улице, по которой идёт. Так или иначе, если попросить нас указать на расположение чего-нибудь, что находится за пределами видимости, и если при этом у нас не будет далёких ориентиров, мы с большой вероятностью ошибёмся. И вероятность ошибки будет тем выше, чем дальше от нас находится объект, хотя фактически он располагается в знакомом с детства городе.
Исследователи из Института биологической кибернетики общества Макса Планка в Тюбингене (Германия) пришли к выводу, что знакомая местность, даже будучи невидимой, всё равно может быть описана с высокой точностью. Это происходит из-за того, что в мозгу пространство оформляется в своеобразную географическую карту — и, что любопытно, эта карта ориентирована на север.
В эксперименте, поставленном психологами, участвовали 26 человек; все они прожили в Тюбингене по меньшей мере два года и успели достаточно его изучить. Испытуемых сажали в жёстко закреплённое кресло и надевали им на голову устройство, 3D-симулирующее некое окружение. С его помощью человек оказывался в городе в каком-то знакомом месте, но видеть он мог только ближайшее окружение, более или менее отдалённые участки были погружены в туман. Находясь в такой виртуальной реальности, участники должны были указать, где находятся некие городские объекты, например, пожарное депо или главный корпус университета. Знакомые видимые локации менялись, и спустя несколько десятков заходов каждого просили нарисовать получившуюся таким образом карту города.
Как пишут исследователи в журнале Psychological Science, построенные карты отличались точностью и ориентацией, но общим было одно: если человек в 3D-картинке смотрел на север, то он точнее определял, где что находится. То есть карты с «севером» вверху оказывались максимально близки к реальности.
Иначе говоря, даже вслепую человек может определить правильное направление и координату, при условии что местность ему знакома, — из-за того что у него в мозгу уже хранится карта этой местности. Такая карта позволяет отвлечься от постоянного анализа окружающего ландшафта, когда мы идём по хорошо знакомому маршруту. И чтобы она «включилась», нам требуется совершенный минимум информации: достаточно видеть не дальше собственного носа.
Любопытно, однако, что мозг при построении карты ориентируется, как компас, с севера на юг. По мнению учёных, одной из причин этого может быть многовековая картографическая традиция, принятая в европейской культуре. Исследователи отмечают, что это не единственный способ ориентироваться на местности. Например, в собственной квартире или здании человек обходится без построения географических карт. При этом вполне возможно, что и для города такие мозговые карты могут быть различны, просто мозг использует ориентацию на север, исходя из виденных шаблонов: планов местностей, схем метро и настоящих географических карт.