Autodesk: о ГИС-проекте по определению точного положения принадлежащих Венгерским железным дорогам объектов
В распоряжение ГИС-Ассоциации поступила статья компании Autodesk о проекте компании «Венгерские железные дороги» по определению точного местоположения принадлежащих ей объектов, в котором были задействованы геоинформационные и ГЛОНАСС технологии. Публикуем материал полностью.
Железные дороги в современной Венгрии являются основным средством передвижения между городами. Они удобны, доступны и более дешевы для пассажиров, чем даже автобусное сообщение. Оператором национальной железнодорожной сети, общая протяженность путей которой достигает 7 800 км, является государственная компания MAV (MagyarAllamvasutak, то есть, собственно «Венгерские железные дороги»). Одна из важнейших задач, которую она должна решать в своей повседневной работе, – обеспечение качества геопространственных данных, поскольку от него зависит эффективность управления такой сложной инфраструктурой. В прошлом году MAV запустила геоинформационный проект по определению точного положения принадлежащих ей объектов. За 14 месяцев в условиях ограниченного бюджета и напряженного рабочего графика специалистам компании удалось определить географическое положение 1,35 млн объектов с точностью до 5 см.
Железная дорога, как известно, является разнородной средой. Перед специалистами MAV стояла задача классифицировать и определить географическое положение 200 различных типов объектов, среди которых – 7800 км рельсовых путей, мосты, системы сигнализации и энергоснабжения, воздушные линии электропередачи, телекоммуникационные сети, здания (станции и др.) и так далее. Точность исходных бумажных карт, часть из которых была составлена ещё во времена Австро-Венгерской империи, не превышала 1,5-2 м, а проведение традиционных геодезических изысканий заняло бы чересчур много времени и потребовало бы затрат на привлечение субподрядчиков. В результате было принято решение определить географические координаты объектов с помощью интегрированных процедур сбора GPS/ГИС-данных.
Проанализировав различные варианты сбора данных, специалисты MAV решили, что в условиях ограниченных сроков и бюджета единственной возможной стратегией является опора на системы GPS/GLONASS. Экспертиза показала, что требованиям MAV вполне отвечает венгерская общегосударственная система GNSS RTK, состоящая из 54 базовых станций: она обеспечивает точность измерений до 5 см (≤2 см [1σ] по горизонтали, ≤3 см [1σ] по вертикали). Сбор данных производился с выездом на объекты, и нужно было реализовать эффективную полуавтоматизированную загрузку данных в ГИС.Это стало возможным благодаря наличию в Венгрии надежной сети GPRS. ГИС была скомпонована из базы данных Oracle Spatial, AutoCAD Map 3D Enterprise и Autodesk Infrastructure Map Server.
Ключом к успеху проекта стали системы контроля качества измерений и корректности загрузки данных в ГИС. Данные, сбор которых осуществлялся на протяжении восьми дней, прошли тщательную комплексную проверку. На первом уровне контроля с ними работали локальные группы специалистов из семи разных отделов в шести регионах страны, проверявшие результаты измерений независимо друг от друга. После этого проверка данных была передана на общегосударственный уровень.
К январю 2011 года компания MAV завершила работы по определению точного местоположения 1,35 млн объектов железнодорожной инфраструктуры. Любопытно, что 20% объектов не значились ранее в документации MAV и были «открыты» в ходе проводимого сбора данных. Среди таких объектов – 500 земельных участков, находящихся во владении MAV, но не фигурирующих в её официальных документах. Вся работа была проведена сотрудниками MAV без привлечения субподрядчиков, что позволило значительно сократить затраты. Было подсчитано, что благодаря использованию внутренних ресурсов и взятию за основу систем GPS/GLONASS работы оказались в 16 раз более эффективными по сравнению с традиционной топосъёмкой. Проект стал предметом заслуженной гордости выполнявших его сотрудников MAV, которые обеспечили высокое качество данных и эффективность управления их сбором и обработкой.
Компания Autodesk входит в группу «Проект поддерживают» портала ГИС-Ассоциации
Autodesk — это один из крупнейших в мире поставщиков программного обеспечения (САПР) для промышленного и гражданского строительства, машиностроения, рынка средств информации и развлечений. Начиная с выпуска AutoCAD в 1982 году, компанией Autodesk был разработан широчайший спектр решений для создания цифровых прототипов, позволяющих архитекторам, инженерам, конструкторам испытывать свои идеи до их реализации. Сейчас более 9 млн. пользователей по всему миру применяют ведущие 2D и 3D технологии Autodesk для визуализации, моделирования и анализа поведения разрабатываемых конструкций на ранних стадиях проектирования. Модель можно не просто увидеть на экране, но и испытать ее. Благодаря этому экономятся время и средства, повышается качество, и рождаются инновационные решения.
Autodesk основана в 1982 году, штаб-квартира компании расположена в Сан-Рафаэле (Калифорния, США). Представительство Autodesk в России и странах СНГ находится в Москве. Решения Autodesk продают, интегрируют и поддерживают 5 дистрибьюторов, 110 партнеров, более 70 учебных центров.
Более подробная информация об Autodesk на сайте www.autodesk.ru