М. Дубинин (GIS-Lab): о проекте Положения о ИПД на территории Республики Татарстан
На сайте GIS-Lab размещена статья одного из основателей проекта Максима Дубинина о проекте Положения о ИПД на территории Республики Татарстан, публичная профессиональная экспертиза которой проходит сейчас на портале ГИС-Ассоциации. Приводим текст материала.
Не дождавшись нормативно-правовых актов на федеральном уровне, Республика Татарстан решила принять своё «Положение об инфраструктуре пространственных данных на территории Республики Татарстан» и выставило его проект на экспертизу ГИС-Ассоциации.
Меня попросили высказать мнение по поводу содержания. Я не решился написать «экспертное мнение», поскольку экспертом в области функционирования государственных органов, того как они тратят и зарабатывают, я не являюсь. Поэтому, высказываю просто мнение.
Но сначала пара моментов.
1. Это скорее общие мысли по поводу ИПД в целом, чем замечания именно к документу. Как я понимаю, он отражает общую концепцию ИПД в стране.
2. Мысли очень «домохозяйские» и риторические, я осознаю, что на каждый мой тезис чиновникам и идейным организаторам этой темы есть много чего возразить и прокомментировать.
3. Любые инициативы по улучшению и взаимной интеграции данных с чьей бы то ни было стороны, государства, компаний, общества — это хорошо.
Тем не менее.
Есть два варианта, как можно относиться к этому документу.
Вариант 1. Региональные власти не справились с задачей организации данных силами существующих структур и решили создать новую.
Или другими словами, что нового в этом документе? Почему информация не собирается (не собиралась) сейчас (до этого)? Если она собирается (собиралась) и так, то зачем ещё одна надстройка, чтобы её распространять? Плохо собиралась? Как именно этому поможет создание ИПД? Покажите это.
Если базовые данные и так у Росреестра и правообладателей, зачем ещё одна структура между ними и потенциальными потребителями?
Вариант 2. Власти, на этот раз региональные, в очередной раз решили, что золотой телец простаивает и его надо монетизировать.
Последний подпункт документа.
Финансирование затрат на эксплуатацию и развитие ИПД РТ осуществляется за счёт средств республиканского бюджета, в том числе доходов от оказания платных услуг.
Или, другими словами:
а) собираем пространственные данные со всех министерств и ведомств;
б) оказываем услуги тем кому такая информация нужна;
в) PROFIT.
Мне, чтобы поверить, что это реально будет работать и вообще нужно, хотелось бы посмотреть не на проект очередного положения, а на пилотные исследования, тест-кейсы, перечни интегрируемых данных, схемы взаимодействия между теми, кто этими данными сейчас владеет, оценку потенциального количества потребителей и сколько с них собираются получать денег и за что именно, какой штат будет у Оператора и какое финансирование и т.д. Короче говоря, мне хотелось бы увидеть обоснование эффективности — экономический анализ, если угодно. Причём до положения, а не после. Пока нам полагается просто поверить, что это нужно и это будет работать.
Если и альтернативная точка зрения. ИПД (в лице Оператора?) вообще не должна заниматься заработком денег, она должна заниматься данными.
И по мелочи:
1. Непонятно, кто будет создавать базовые пространственные данные (читай топооснову). С одной стороны написано, что:
6. Основными задачами ИПД РТ являются:
...создание базовых пространственных данных.
Как ИПД может создавать данные? Или Оператор будет создавать? Но он вроде:
оператор ИПД РТ, ответственный за нормативно-техническое регулирование и согласование порядка создания, актуализации.
Т.е. таки не создаёт. Тогда кто создает?
2. Нигде ни слова нет про дистанционное зондирование.
3. Нигде ни слова о масштабах.
4. Опять и снова чётко не определено понятие «публикация в открытом доступе».
5. Во многих зарубежных источниках говорится, что ИПД не должна вести к централизации данных. В предлагаемом документе мы видим в задачах:
сбор, интеграция и актуализация отраслевых (тематических) пространственных данных и их метаданных, созданных в отраслевых и муниципальных информационных системах.
И если со сбором на уровне метаданных и виртуальных ссылок скрипя зубами ещё можно согласиться, то актуализация это явно задача отраслевая.
Резюме:
Ещё раз повторю, любые инициативы по улучшению и взаимной интеграции данных с чьей бы то ни было стороны, государства, компаний, общества — это хорошо.
К сожалению, государственные структуры сильно потеряли в доверии из-за царящего на всех уровнях бардака и неспособности решать базовые проблемы в области картографии: секретность, местные системы координат, лицензирование, фонды, «карты — произведения искусства», ужаснейшие неработающие процедуры получения официально «доступных» данных и т.д.
У меня вызывает большое беспокойство вопрос открытости собираемых данных. Как известно, открытие данных государством играет роль стимула в развитии технологии, бизнеса, конкуренции. И открытие это не только «мы покажем вам данные собранные за ваши налоги через геопортал». К сожалению, на просторах нашей родины создалась ситуация, когда проще, быстрее и надёжнее собрать данные самому, что многие и делают, потому что всё большее количество людей хочет не просто «смотреть», а «проверять», «сравнивать», «анализировать», «делать бизнес» наконец. Вместо того, чтобы стимулировать этот процесс, создавая благоприятную организационную экосистему, наоборот, отдавая данные, привлекая внешних пользователей для валидации, разработки сервисов и т.д. продолжается линия централизации и увеличения контроля, сосредоточения управления.