Министр экономического развития РФ выступила на форуме «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития»
На сайте ведомства опубликованы тезисы выступления министра экономического развития РФ Э.С. Набиуллиной «Основные направления государственной политики в области саморегулирования», которое состоялось на II Всероссийском форуме СРО «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития» 10 февраля 2012 г. Приводим сокращённую версию материала.
Саморегулирование - институт, который даёт в перспективе возможности минимизировать контрольно-надзорные функции государства в отраслях, сделать контроль более эффективным и менее обременительным. Другой важный аспект СРО - ориентированность на потребителя. Саморегулируемые организации должны не только задавать условия допуска на рынок, но и задавать повышенные стандарты качества в отрасли.
Сейчас, разрабатывая госполитику в отношении саморегулирования, мы видим перед собой две первостепенные задачи.
Первая - скорректировать ситуацию с СРО в обязательных отраслях, избавить организации от несвойственных им функций и привести отраслевые закона в соответствие с базой законов об СРО.
Вторая - обеспечить условия для развития института СРО, дать достаточную свободу, особенно это важно для «добровольного» саморегулирования.
В настоящее время в Российской Федерации СРО зарегистрировано 894 организации, из них 651 относится к тем отраслям, в которых членство в СРО - обязательное условие допуска на рынок. Отрасли-лидеры: строительство (442 организации) и энергетический аудит (130 СРО). Но при этом - и это положительная тенденция, - быстро растёт число «добровольных» СРО, зарегистрированных в соответствии с «базовым» законом «О саморегулируемых организациях». Сейчас их уже 237.
Мы работаем над совершенствованием самих институциональных основ саморегулирования. Первоочередным шагом на этом пути мы считаем подготовку пакета поправок в федеральный закон «О саморегулируемых организациях».
Базовый закон о СРО установил возможность принятия специальных отраслевых законов, предусматривающих применение механизмов «обязательного» саморегулирования в отдельных сферах. Он задумывался как «рамочный» закон, закрепляющий общие для всех СРО положения, при этом, особенности функционирования СРО в конкретных секторах экономики должны были бы определяться «отраслевыми» законами.
Сегодня эта логика искажена и, фактически, законодательство допускает возможность назвать саморегулируемой организацией структуру, не имеющую практически ничего общего с СРО, описанной в «базовом» законе. Вместо реального исполнения функций по регулированию рынка «неправильные» СРО начинают играть роль «прослойки», лишь формально отвечающей за допуск хозяйствующих субъектов на рынок или в профессию. Это мешает развитию СРО, недостатки отдельных отраслевых систем влияют на весь институт саморегулирования в целом.
Базовые принципы функционирования саморегулируемых организаций должны быть едины вне зависимости от отрасли. И это мы обязательно должны обеспечить на уровне законодательства в самое ближайшее время.
Разрабатываемые нами поправки должны закрепить спектр особенностей, которые действительно обоснованы и необходимы для эффективного функционирования СРО в разных отраслях.
Одновременно мы считаем необходимым обеспечить в законе должное соотношение прав и обязанностей саморегулируемых организаций. Необходимо сбалансировать состав требований таким образом, чтобы с одной стороны дать СРО, особенно в «добровольных» секторах, необходимую для развития свободу, а с другой - обеспечить ответственность организаций за результаты своей работы и работы своих членов.
В поправках к закону мы уточняем, детализируем и увязываем между собой все требования к саморегулируемым организациям. Изменения коснутся контроля СРО за деятельностью своих членов, информационной открытости, применения механизмов внесудебного урегулирования споров, использования механизмов имущественной ответственности СРО и ее членов перед потребителями и осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО.
Параллельно мы готовим соответствующие поправки в кодекс об административных правонарушениях, устанавливающие меры ответственности СРО и их должностных лиц за ненадлежащее исполнение ими своих функций.
В результате СРО должны стать полноценным участником гражданских правоотношений, формировать в отрасли мотивацию к повышению стандартов и обеспечивать гарантии качества потребителям и защиту своим членам.
Мы считаем, что одно из наиболее важных направлений развития СРО – это, так называемые «свободные профессии». То есть, применение механизмов саморегулирования в отношении физических лиц – профессионалов. Этот подход широко распространен в мировом опыте. Во многих странах именно бухгалтеры, аудиторы, оценщики, врачи, архитекторы являются членами профессиональных объединений, определяющих нормативы для представителей профессии. Мы также уверены, что такие объединения могут разработать более актуальные и совершенные требования, чем способен предложить государственный регулятор.
Особое внимание мы уделяем формирующемуся в России институту кадастровых инженеров. Применение механизма саморегулирования могло бы способствовать окончательному формированию этой профессии и закреплению на законодательном уровне публичной ответственности за результаты работы в сфере кадастровой деятельности.
В настоящее время зарегистрировано 5 СРО в сфере кадастровой деятельности, которые объединяют 1800 инженеров, это примерно 1/10 от общего числа.
Дальнейшее развитие кадастровой деятельности связано с необходимостью решения вопроса об ответственности кадастровых инженеров, поскольку они рискуют своим имуществом.
СРО здесь могло бы быть оптимальным решением, поскольку несут ответственность за деятельность конкретного инженера, что должно стимулировать освобождение рынка от недобросовестных участников и одновременно защиту представителей профессии.