Вильнер М.Я.: О критериях оценки качества документов территориального планирования
Вильнер М.Я.
М.Я. Вильнер (ЦНИИП Градостроительства РААСН, Москва)
Был проведен анализ состояния дел территориального планирования по всем имеющимся в Интернете и представленным Министерством регионального развития РФ данным по схемам территориального планирования субъектов РФ, по ряду муниципальных районов и городских округов. По его результатам были выявлены следующие наиболее распространенные недостатки:
- обоснования принятых градостроительных решений носят очень поверхностный характер;
- анализ условий использования и обустройства территорий неполон;
- рассмотрение внешних связей и приграничных контактов не проведено или носит поверхностный характер;
- комплексная оценка территории не проведена;
- отбор факторов, ограничивающих и стимулирующих развитие территорий, не проведен;
- проблемы и приоритеты не выявлены или выявлены недостаточно;
- обоснования вариантных проработок не сделаны;
- предложения по градостроительным ограничениям и программам реализации принятых решений недостаточно проработаны;
- предложения по развитию инфраструктур базируются на использовании ныне действующих в России, практически уже устаревших, а не инновационных технологиях.
Схемы территориального планирования в качестве документов стратегического планирования, каковыми они в действительности являются, определяют стратегию пространственного развития регионов, пространственное распределение и последовательность осуществления мер, повышающих качество среды жизнедеятельности и формирования личности граждан. Качество жизни является залогом материального, трудового и интеллектуального потенциала общества, обеспечивающего развитие инновационных технологий, создающих предпосылки роста конкурентоспособности общества в мире.
Дефекты документов территориального планирования чреваты огромными ущербами и социальной нестабильностью. Для минимизации этих ущербов необходимо обеспечить определенный уровень профессионализма при их разработке. Для поддержания высокого качества документов территориального планирования важно совершенствование системы правового, нормативного, кадрового и организационного обеспечения, формирование системы информационной поддержки управленческих решений, в частности формируемой Федеральной государственной информационной системой территориального планирования (ФГИС ТП).
Современные технологии позволяют применять математические методы и модели, позволяют использовать информацию для формирования и оценки вариантов управленческих решений, и очень важно, чтобы ФГИС ТП и ИСОГД стали именно такими системами. Они должны позволять рассматривать последствия реализации принятых управленческих решений на основе научно-обоснованных методологий, методик, технологий, использования критериев качества схем территориального планирования, как их обоснований, так и положений о территориальном планировании. Качество схем территориального планирования и, в первую очередь, принимаемых градостроительных решений характеризуется качеством реализующих их стратегий пространственной организации социально-экономического развития, производственной, социальной, транспортной и рекреационной инфраструктур, систем инженерного обустройства территорий, инфраструктуры сохранения материальной историко-культурной среды, природоохранной и средозащитной инфраструктур. Ключевыми решениями стратегии пространственной организации обустройства территорий являются те градостроительные решения, которые принимаются в схеме территориального планирования. Это предлагаемое развитие планировочного каркаса, иерархии планировочных центров, планировочных узлов и планировочных осей, планировочного районирования и планировочного зонирования. Чтобы обеспечить объективность и одинаковый подход при сопоставлении различных работ, разработана система оценки документов территориального планирования через критерии качества предлагаемой стратегии пространственной организации.
Критерии оценки качества документов территориального планирования сформированы исходя из оценок предлагаемой стратегии:
- по развитию производственной, социальной, транспортной, инженерной, рекреационной и природоохранной инфраструктуры и эффективности реализующих их мероприятий;
- по сохранению и восстановлению материальной историко-культурной среды;
- по пространственной организации средозащитной инфраструктуры, системе планировочных и технических средств защиты граждан, их имущества и среды обитания от опасных природных и техногенных процессов;
- по эффективности соблюдения градостроительных ограничений по выделенным зонам.
Также должны применяться и формальные критерии оценки качества: по полноте состава и форме представляемых материалов, текстовых и графических; по соответствию требованиям положений Градостроительного кодекса РФ, других правовых и нормативных актов федерального и регионального уровня.
Согласно имеющим правовой статус и профессиональным требованиям, эти критерии должны позволить оценить полноту состава информации, обоснованность исходных позиций, качество проведенного анализа и комплексной оценки условий использования территории, обоснованность выделения проблем и выбора принятого решения. Это оценивается критериями состава качества исходной информации, оценивается по полноте состава обоснованности принятых целей, принципов, средств достижения целей, критериев степени достижения целей и критериев качества анализа условий и тенденций развития территорий, прогнозов их изменений при полноте учета состояния территорий, внешних связей и условий и так далее. Оценка качества для основных видов использования территории должна базироваться на полноте и обоснованности результатов сводной территориально-дифференцированной оценки. При разработке ФГИС ТП должны также использоваться критерии учета общих методических требований.
Нужно сказать и о проблеме качества, связанной с правовыми основами формирования заказов на разработку. Федеральный закон № 94-ФЗ, регулирующий проведение конкурсов на оплату товаров и услуг, некорректно применять к документам, содержащим управленческие решения такого уровня, как стратегии развития территории. Из поля действия закона № 94-ФЗ документы территориального планирования целесообразно вывести. Целесообразно иметь такой же, как, например, в ФРГ, закон о пространственной организации обустройства и использования территорий. Совсем недавно Россия была одним из лидеров мировой градостроительной науки. Необходимо эту роль восстанавливать.