Шевченко Э.А.: Градостроительные проблемы сохранения историко-культурного ресурса России
Шевченко Э.А.
Э.А. Шевченко (Академия повышения квалификации и переподготовки кадров в области строительства и ЖКК, Москва)
Для того чтобы сказать в каком контексте объекты культурного наследия могут учитываться в разработке документов территориального планирования и нужно ли обращать на них внимание, необходимо ответить на три основных вопроса.
Каким образом историко-культурное наследие участвует в обосновании стратегического перспективного развития территорий поселений при разработке документов терпланирования?
Только ли традиционные объекты наследия могут быть названы неким ресурсом для развития, как территориального, так и социально-экономического, или в этой процедуре могут участвовать исторические поселения и такой крупный территориальный объект культурного наследия (далее – ОКН) как достопримечательное место? Рады представить всем посетителям нашего сайта совершенно новый и самый большой интерне магазин качественной одежды, в котором каждый из вас сможет недорого и очень быстро купить спортивные футболки с оригинальными и прикольными картинками на спортивную тему. Здесь представлено несколько тысяч самых разнообразных маек и толстовок, которые должны понравятся всем тем, кто занимается спортом.
И главный вопрос – что это может дать населению, сообществу, территориям, городам и самим объектам?
Закон об объектах наследия обращает наше внимание на необходимость участия в процессе сохранения и охраны ОКН двух законодательных актов, Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ, при учете требований к сохранению объектов. Градостроительный кодекс РФ говорит просто и скромно: необходимо сохранение объектов культурного наследия и их учет. И не более того. Ни о каких ресурсах речи быть не может. Смотрим уровень разработки документов терпланирования, главный уровень – это государственное планирование. Тут фактически так же, как и на уровне муниципальных образований – две итерации (от лат. iteratio – повторяю), это территориальное планирование Российской Федерации и территориальное планирование субъектов.
Обращаю внимание на проблематику, она двоякая – идеологическая и техническая. Каким образом в схемах терпланирования РФ возможно отображение этих объектов, если мы говорим о единичных объектах, потому что масштаб слишком крупный? Например, если в одном сантиметре 20 км, то невозможно на схеме отобразить даже точку. Город показывается на схеме в виде точки. Та же ситуация с субъектами. И вот только на третьем уровне муниципальных образований, когда масштаб уменьшается до 15 и 5 м, мы в состоянии отобразить объекты. Здесь возникает ситуация с необходимостью вовлечения крупных территориальных объектов, с их отображением и определением. Фактически возникает ситуация, когда 80 000 объектов культурного наследия – это объекты недвижимости, памятники, ансамбли – фактически выпадают из документов территориального планирования. Итак, в документах терпланирования объекты наследия учитываются только пассивно, в качестве необходимости некоего сохранения и упоминания в пояснительных записках, причем только объекты, внесенные в единый государственный реестр ОКН. Ничего иного. Ни о какой среде, ни о каких территориях речи нет. Исторические поселения практически выпадают из этой ситуации, чего нельзя сказать о законе от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», где законодатель попытался встроиться в ситуацию, связанную с территориальным планированием, что крайне важно. И вот получается, что ответ на первый вопрос, в общем-то, отрицательный? Мы видим, что на сегодняшний день единственным документом, который может быть встроен законом №73-ФЗ в систему управления, является проект зоны охраны, который, тем не менее, тоже не попадает в основные документы, связанные с разработкой документов терпланирования. В чем причина?
А причина-то очень проста: территориальное планирование занимается определением стратегии и развития территорий и поселений, а охрана наследия стоит на позиции только сохранения и корректного использования объектов, ограничивая некую градостроительную и хозяйственную деятельность. Опасность данной позиции – это разрушение духа места, это массовая стагнация исторических поселений, о чем сегодня не только говорят специалисты, но официально заявлено Минрегионом России, признавшим более 400 городов моногородами, а это означает, что практически большая их часть относится к историческим, и непризнание наследия в качестве ресурса, обрекает их на ликвидацию как лишенных будущего.
Исторические поселения нужны человеку для определения своего места в мире, для его нравственной самодисциплины и устойчивости. За этим кроется историческая связь времен, укорененность человека в родной земле и, в конечном счете, любовь к Родине.