Казанцев Н.Н., руководитель ЦГИ ИГ РАН о единой инфраструктуре пространственных в РФ
Мнение Казанцева Н.Н., руководителя ЦГИ ИГ РАН о единой инфраструктуре пространственных данных публикуется в рамках дискуссии "Единая инфраструктура пространственных данных в России" (см. http://www.gisa.ru/infrastructure.html )
1.Насколько актуальна для России задача создания единой инфраструктуры пространственных данных?
Задача очень актуальна, особенно тем, что конкретно ни одному заказчику-пользователю, за исключением глав субъектов РФ, городов и муниципальных образований, она в такой целостной постановке не нужна. Но при этом сами эти главы в большинстве своем пока об этой задаче или не знают, или почти не представляют, что это за зверь и зачем она им. А все прочие заказчики-пользователи нуждаются лишь в отдельных услугах со стороны этой инфраструктуры, и ее поддержание выходит за пределы их компетенции.
И в основном идею создания единой инфраструктуры пространственных данных продвигают организации, являющиеся производителем продуктов, работ и услуг для формирования каких-то, пусть важных, элементов этой инфраструктуры.
До тех пор, пока заказчики-пользователи будут в арьергарде этого движения, и не будут представлять, для чего все же нужна эта инфраструктура, как она должна вестись и работать, как нужно организовать взаимодействие, какой она приносит эффект и в чем он выражается до тех пор она будет влачить достаточно жалкое существование.
Для периода 1990-х гг. характерно превалирование подхода к решению конкретных задач, решаемых для конкретного заказчика. В дополнение к превалировавшей ранее вертикальной системе распределения денег по иерархическим структурам управления, каждая из которых объединяет профессионалов в конкретной предметной области, бурно стал развиваться горизонтальный рынок иерархически (административно) не зависящих друг от друга производителей продуктов и услуг, регулируемый спросом и предложением. Все производители продуктов и услуг ищут (и, что намного важнее, своей активностью на рынке формируют) спрос со стороны любых заказчиков, которые будут платить деньги за эти продукты и услуги. Но заказчик готов платить конкретные деньги за решение его насущной задачи, и не готов финансировать поддержание и развитие какого-то отдельного вида профессиональной предметной деятельности.
Проблема осложнена тем, что для периода 1990-х гг. характерно также наложение следующих тенденций:
(1)Бурно развиваются процессы возникновения и разграничения различных видов прав собственности, владения и пользования объектами, а также регламентов пользования территорией. С точки зрения ГИС эти процессы выражаются в создании большого количества координатных описаний таких объектов и регламентов, причем механизмы формирования таких описаний по линии разных отраслей, их согласования самая слабо развивающаяся сторона этого процесса. При этом важно, что информация о территории все больше представляется в виде множества координатных описаний, каждое из которых получает определенный правовой статус.
(2)Бурно развиваются цифровые формы представления информации об объектах на основе всеобщей компьютеризации и развития высокотехнологических систем создания данных и их передачи. С точки зрения ГИС эти процессы выражаются в том, что все отрасли в большей или меньшей степени массово производят, учитывают (регистрируют) информацию о координатных описаниях объектов и регламентов в цифровом виде, что технически позволяет передавать эту информацию без искажений, оперативно и с незначительными затратами.
(3)Значительно отстает или даже деградирует геоинформационная инфраструктура территорий, которая необходима для обеспечения единства пространства координатных описаний и адресного пространства в условиях развития указанных выше процессов. С точки зрения ГИС эти процессы выражаются в умножении несогласованных друг с другом координатных описаний объектов и регламентов, росте противоречий между ними, дублировании соответствующих работ по одной и той же территории, правовой незащищенности субъектов рынка, однобоком несистемном внедрении геоинформационных систем и технологий в большинстве отраслей.
В результате имеем типичную, к сожалению, для России картину - «коллос на глиняных ногах». Права населения и инвесторов оказываются слабо защищенными, а большие финансовые вложения дают очень низкий эффект.
Наложение этих процессов дает картину, похожую на так называемую «кадку Добенека». В кадку можно налить не больше, чем позволяет самая маленькая боковая дощечка клепка, и сколько не наращивай остальные клепки, больше в нее не нальешь.
Экономические потери от такого подхода просто колоссальны, а взаимодействие различных систем превращается в черную дыру любого бюджета, дикую и бессмысленную.
2. Какие базовые принципы должны быть отражены в разрабатываемой концепции?
Формирование и развитие единой инфраструктуры пространственных данных должно базироваться на следующих принципах :
(а) Ориентация на обеспечение инвестиционных процессов, повышение их правовой защищенности, снижение затрат на всех стадиях подготовка исходно-разрешительной документации, проектирование, строительство, эксплуатация объектов, их учет и регистрация, повышение эффективности деятельности инвесторов. Развитое правое координатное и адресное пространство на любой территории при надлежащей рекламе само по себе является мощным фактором притяжения инвестиционных процессов, серьезных долгоиграющих инвесторов, укрепления доверия между инвесторами и государством.
(б) Защита интересов населения все непроизводительные затраты из-за неразвитости инфраструктуры пространственных данных, как сказано выше, ложатся тяжким бременем на население субъекта РФ, города, муниципального образования. Практически везде в бюджетах не хватает средств на самое необходимое, и при этом колоссальные деньги тратятся крайне неэффективно из-за слаборазвитости как самой геоинформационной инфраструктуры, так и механизмов ее использования.
(4) Управление взаимодействием различных субъектов рынка, участвующих формировании различных элементов инфраструктуры пространственных данных, должно быть основным организационным ядром концепции. Обязателен при этом учет интересов всех субъектов рынка, выполняющих при этом полезную роль («кадка Дебенека»).
(5) Ключевыми фигурами в формировании и функционировании этой инфраструктуры должны являться главы субъектов РФ, городов и муниципальных образований. Именно на их уровне осуществляется управление средой инвестиционной деятельности на базе такой инфраструктуры, на их плечи ложится большая часть проблем, в решении которых и полезна такая инфраструктура. Формирование и использование такой инфраструктуры является мощным средством поддержки лоббирования интересов региональных властей на уровне федерального законодательства.
(6) Профессиональных сообщества специалистов (как вертикальные государственные структуры, так и негосударственные, общественные и частные организации) не должны являться одновременно и заказчиками, и исполнителями работ по созданию и поддержанию такой инфраструктуры. Необходимо усиление форм общественного гражданского объединения таких сообществ, их деятельности по более эффективному и агрессивному продвижению данной идеологии в регионы, формирования в регионах геоинформационных центров, управляющих процессами создания этой инфраструктуры. Иначе все сведется к обычной системе «лебедь, рак и щука» - каждый поставщик своего продукта или услуги будет стараться, чтобы больше денег было вложено в предлагаемые им работы - «кадка Добенека».
(7) В системе подготовки специалистов обязательно должна быть добавлена компонента взаимодействия специалистов из разных предметных областей. Они должны профессионально понимать и усвоить, что на производстве они всегда в большей или меньшей степени участвуют в формировании и использовании единой инфраструктуры пространственных данных (геоинформационной инфраструктуры), и со всех точек зрения выгодно и логично вести работать в ее рамках.
(8) Должны быть пересмотрены многие прежние понятия и представления в данной области, они должны быть приведены к новому пониманию задач.
3. Какова должна быть последовательность шагов по созданию единой инфраструктуры пространственных данных в РФ?
Последовательность шагов сильнейшим образом зависит от того, КТО конкретно делает эти шаги. Иначе все превращается в школьный вопрос а если бы ты был президентом.
Первое, что необходимо сформировать на основе консенсуса всех основных участников этого процесса общую платформу. В любом деле 90% успеха это согласование понятий, используемых сторонами, и консенсус их интересов.
Иначе все выльется в очередное вот мы профессионалы, мы умеем делать то-то, и за нами опыт и традиции, так дай государство денег, чтобы мы вот это наше профессиональное умение взращивали и поддерживали на славу государству и на зло врагам нашего отечества.
При этом важно выразить эту общую платформу словами, простыми и понятными непрофессионалам в области пространственных данных, из которых бы для них явно следовал большой экономический эффект и в которых был бы изложен понятный способ достижения этого эффекта. К примеру, эффективнее говорить не о создании все новых карт, а о поддержании единого правового координатного пространства, об обеспечении инвестиционных процессов, появляющихся в результате конкретных инструментах для руководителей регионов и пр. Очевидно, что значительное внимание нужно будет уделить формированию системы пользования инфраструктурой, анализу системы процессов, которые она будет обслуживать, тому, как ею будут обслуживаться эти процессы в целом и по отдельности, объединению многими организациями функций пользования и поддержки этой инфраструктуры выступать и др. .
Одновременно в этой платформе должно найтись место для всей гаммы производителей продуктов и услуг, работающих на формирование инфраструктуры пространственных данных. Должно быть закреплено, что формирование этой инфраструктуры не является делом узкой общности профессионалов, а основано прежде всего на взаимодействии , равноправии и уважении всех субъектов рынка.
Совершенно необходим общественный гражданский контроль за развертыванием деятельности по формированию инфраструктуры пространственных данных.
Только на базе такой платформы можно двигаться дальше и объединять усилия раздельно движущихся в данном направлении субъектов рынка.