Манович В.Н., заместитель генерального директора ФГУП «Запсиблеспроект» о развитии рынка ДДЗ в России
Мнение Мановича В.Н., заместителя генерального директора ФГУП «Запсиблеспроект» публикуется в рамках дискуссии "Проблемы развития и регулирования российского рынка данных дистанционного зондирования Земли" (см. http://www.gisa.ru/space_licenzia.html ), которая состоится в рамках 8-ой Всероссийской конференции "Проблемы ввода и обновления пространственных данных" 5 марта в 15.00 (см. http://www.gisa.ru/input_03.html )
1. Что, с Вашей точки зрения, в современных условиях России требует большего внимания: развитие потребительского потенциала рынка использования данных ДЗЗ или производство этих данных?
Проблемы формирования рынка материалов ДЗЗ и производства этих данных в России лежат, прежде всего, в плоскости нормативно-правовой базы. Во многих министерствах и ведомствах до настоящего времени не разработаны и не утверждены нормативные и методические рекомендации по использованию данных ДЗЗ. Кроме того, развитие рынка данных ДЗЗ сдерживается высокой стоимостью данных, получаемых от собственников зарубежных КА. К большому сожалению, из-за практического отсутствия предложений со стороны отечественных собственников КА в предоставлении данных такого же качества, которые имеют зарубежные данные ДЗЗ, использование отечественных материалов не получило должного развития.
На наш взгляд использование данных ДЗЗ в лесном хозяйстве страны крайне важно. Сегодня сложилась ситуация, когда темпы старения информации о состоянии и структуре лесного фонда превышают возможность лесоустроительных предприятий страны своевременно обновлять эту информацию. Естественный выход из этой ситуации использование материалов космической съемки. Лесоустройство одним из первых начало применять еще в советское время данные космической съемки для получения информации о лесном фонде и картирования лесов. С этой целью в ряде предприятий были сформированы аэрокосмические экспедиции и лесоустроительные партии. Были разработаны и утверждены соответствующие методики использования данных ДЗЗ.
С учетом расширения спектра предоставляемых данных ДЗЗ значительно расширились и возможности использования этих данных в лесной отрасли. Назову лишь некоторые из них:
- инвентаризация лесов и их картирование;
- выявление лесопожарной обстановки, картирование горимости лесных материалов;
- мониторинг очагов вредителей и болезней лесов;
- оперативный контроль за рубкой леса;
- выявление и учет текущих изменений в лесном фонде, вызванных хозяйственной деятельностью и стихийными факторами.
Расширение сферы применения данных ДЗЗ в лесной отрасти возможно только после финансирования работ со стороны Министерства природных ресурсов по разработке нормативно-методических рекомендаций применения материалов ДЗЗ, с учетом новых возможностей и характеристик данных ДЗЗ.
2. Считаете ли Вы целесообразным ввод каких-либо ограничений по использованию зарубежных данных ДЗЗ для российского потребителя?
Не выдерживает никакой критики ограничение использования зарубежных данных ДЗЗ российским потребителем. Абсолютно согласен с мнением Доброзракова А.Д. о том, что такой запрет только создает дополнительные проблемы отечественному потребителю. Кроме того, ограничение нарушает наши конституционные права граждан на получение информации, задерживает развитие и применение новых технологий в различных отраслях народного хозяйства. И если иностранцы могут работать с этими материалами, то почему россияне нет? От кого скрываем?
Ограничения режимного характера передавать функции генштаба Росавиакосмосу не целесообразно. На наш взгляд, пункт 1.10 проекта Положения абсолютно не приемлем.
В целом весь проект направлен на создание некоего монстра в лице Росавиакосмоса, монополизировавшего все права в области получения, обработки и распространения космической информации. В тоже время Росавиакосмос коммерческая структура!
3. Какие первоочередные шаги, по-вашему, необходимо предпринять для вывода нашей космической индустрии по производству данных ДЗЗ из кризиса?
На наш взгляд к таким мерам можно было бы отнести:
- передача прав по финансированию создания КА ДЗЗ министерствам и ведомствам России; Федеральной космической программой должно быть предусмотрено кооперирование средств различных министерств и ведомств, координация действий по постановке задач для КА;
- снижение цен на материалы ДЗЗ (примерно на 50% от стоимости зарубежных материалов), что приведет к интенсивному появлению новых пользователей, новых методик и программных продуктов по их использованию; тактика формирования рынка материалов ДЗЗ не отличается от формирования рынка любого продукта (например, детских памперсов );
- не допущения запуска отечественных КА с характеристиками, уступающими зарубежным аналогам , использование зарубежной элементной базы;
- создание КА ДЗЗ нового поколения.
4. Будет ли новое Положение "О лицензировании космической деятельности" (http://www.gisa.ru/5193.html) и предлагаемый проект "Положения Росавиакосмоса о приеме, обработке и распространении ДДЗ в России" (http://www.gisa.ru/7183.html) содействовать более активному использованию ДДЗ в России и какие здесь Вы предвидите проблемы?
Согласны с мнением Доброзракова А.Д.. Проблем у пользователей принятие такого документа только добавит. Для пользователей важно получить материалы с выполненной первичной обработкой, включающей фотометрическую и геометрическую коррекцию данных и не более
5. Считаете ли Вы правильным принятие нормативно-правовых актов в области получения, обработки и использования данных ДЗЗ без предварительного обсуждения с представителями заинтересованных организаций, не входящих в структуру Росавиакосмоса и органов федерального управления?
Все нормативно правовые акты в области использования и распространения материалов ДЗЗ прежде всего должны согласовываться со всеми заинтересованными сторонами, а не только с министерствами и ведомствами Российской Федерации, в которых не всегда имеются соответствующие специалисты. На наш взгляд ГИС-Ассоциация, может и должна стать одним из инструментов общественного контроля и защиты прав потребителя, способствовать выработке приемлемых проектов нормативно-правовых актов, путем их обсуждения и внесения предложений, которые обязательно должны быть учтены при принятии таких нормативно-правовых актов.