Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Доклад. Прусаков А.Н., заместитель руководителя Роскартографии о создании инфраструктуры пространственных данных в РФ

Доклад Прусакова А.Н., заместителя руководителя Федеральной службы геодезии и картографии России о единой инфраструктуре пространственных данных публикуется в рамках дискуссии "Единая инфраструктура пространственных данных в России" (см. http://www.gisa.ru/infrastructure.html )

Доклад «О создании инфраструктуры пространственных данных» на 8-й Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы ввода и обновления пространственных данных»,4 6 марта 2003 года, г. Москва

Проблемы информационного обеспечения процессов подготовки и принятия управленческих решений в современных условиях приобретают исключительную важность. По оценке экспертов ООН до 80% объема данных, необходимых для органов государственной власти, представляют собой пространственно привязанную информацию, или информацию, отнесенную к каким-либо географическим объектам.

Таким образом, возникла необходимость создания в стране инфраструктуры пространственных данных, которая означает создание необходимых условий в стране для получения, обработки, хранения, распространения и использования пространственных данных.

К настоящему времени практически во всех органах государственной власти, в том числе субъектах Российской Федерации, министерствах, ведомствах и коммерческих структурах накоплены значительные объемы различных данных, осуществляется разработка информационных систем для ведения автоматизированных отраслевых кадастров и создания различных банков данных. Вместе с тем, доступ к этим данным, их обработка и восприятие затруднены из-за их разобщенности и разнородности, поскольку монопольным держателям этих данных приходится самостоятельно формулировать свои информационные требования при сборе и анализе различных данных, заниматься их идентификацией и классификацией, приобретать соответствующее программное и техническое обеспечение, решать проблему совместимости данных (форматы), их интеграции, генерализации и территориальной привязки с использованием разнообразной топографо-геодезической и картографической основы. И все это осуществляется в условиях ограниченного финансирования, в том числе из федерального бюджета, и дефицита квалификационных специалистов.

В развитых зарубежных государствах придается первостепенное значение созданию национальных баз или банков пространственных (географических) данных, предназначенных для свободного доступа различных потребителей. Такая практическая работа ведется в США в соответствии с указом Президента США №12906 от 13 апреля 1994 года. Аналогичные интенсивные работы ведутся в Великобритании, Японии, странах Западной Европы, Иране и других странах.

В последние годы во всем мире и в том числе в России происходит внедрение ГИС-технологий самого различного уровня и тематической направленности, в том числе и ГИС-технологий межгосударственного назначения и использования. Однако эффективность развития и внедрения ГИС-технологий в решающей мере зависит от наличия разнообразной современной информации и конкретных данных, сбор, систематизацию и обновление которых, в том числе их унификацию и классификацию целесообразно решать в рамках развития инфраструктуры пространственных данных.

Инфраструктура пространственных данных (ИПД) в Российской Федерации определяется следующим образом:

Ї как система федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, как основных потребителей информации для систем учета (кадастров различного вида) и систем поддержки принятия управленческих решений;

Ї как система изготовителей пространственных данных;

Ї как наличие нормативно-правовых актов, нормативно-технических документов, технических стандартов и регламентов, определяющих характеристики баз пространственных данных, а также порядка получения, обработки, хранения, распространения и использования пространственных данных;

Ї как наличие и функционирование фундаментальных баз данных (наборы данных), включающих геодезические сети, географические и топографические карты и планы, данные различных кадастров, материалы ДЗЗ, тематические пространственно привязанные данные и др.;

Ї как наличие технологической структуры, позволяющей осуществить доступ к фундаментальным базам данных пользователей, а так же средств интерпретации данных у потребителей.

Исходя из этого, инфраструктура пространственных данных (ИПД) является основой национальных информационных ресурсов и выступает не только как средство их интеграции, но и является государственным экономическим механизмом управления.

Исторически сложилось так, что подробные топографо-геодезические и картографические материалы в Российской Федерации являются закрытыми, и как следствие этого, недоступными для большинства потребителей. Вместе с тем, потребности отраслей экономики настоятельно требуют наличия открытой топографо-геодезической и картографической продукции. Существующие нормативная правовая база, технологии позволяют создавать открытые карты. Однако общего подхода и технологических решений нет. Различного вида открытые карты и планы уже используются при выполнении кадастровых работ, различного рода регистрационных действиях, выпуске открытой картографической продукции для коммерческой реализации. Эта ситуация приводит к еще большей разобщенности, как производителей данных, так и потребителей.

Решение этой проблемы состоит в создании консолидированными усилиями единой открытой цифровой картографической основы страны, что будет являться, как это обозначено в программе конференции, предметом детального обсуждения.

В утвержденной в 2000 г. Президентом Российской Федерации Доктрине информационной безопасности Российской Федерации в состав ключевых требований по обеспечению национальных интересов включены следующие:

усовершенствование системы формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов...,

развитие отечественной индустрии информационных услуг и повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов.

Под использованием информационных ресурсов понимается осуществление на их основе информационного обеспечения процессов управления, производственной, экономической, научной, социальной и иной деятельности, производство и распространение информационных продуктов, и оказание информационных услуг гражданам и организациям.

Таким образом, основой инфраструктуры пространственных данных (ИПД) должен быть постоянно поддерживаемый на современном уровне справочно-информационный фонд, как средство для сбора, систематизации, длительного хранения, регулярного обновления, генерализации и преобразования накопленных в России пространственных и фундаментальных баз данных. Унифицированность средств предоставления и доступа к этим данным обеспечит их однозначное восприятие, толкование и использование на различных уровнях анализа, управленческой, хозяйственной и иной деятельности пользователей данных, в том числе и в коммерческой деятельности. Фонд может быть реализован в виде Государственной распределенной базы пространственных данных (ГосБПД).

Государственная распределенная база пространственных данных (ГосБПД) предназначена для выполнения следующих основных функций:

Ї сбора, ведения и обновления имеющихся пространственных данных с одновременной систематизацией (классификацией данных);

Ї поиска необходимых данных по заданным критериям;

Ї представления (оперативное документирование) выбранной информации в удобной для пользователя форме, в цифровом виде и на бумажных носителях;

Ї компоновки (сопряжения) пространственных данных, полученных из различных источников;

Ї дополнительной обработки данных, определяемой поставленной потребителем задачей;

Ї выдачи справок по вопросам, связанным с объектами пространственной информации: их местоположении, содержании, природе, возможности использования существующей информации об этих объектах и др.;

Ї контроля достоверности и полноты данных, полученных из различных источников;

Ї оперативной обработке запросов к Государственной распределенной базы пространственных данных (ГосБПД) от различных потребителей (запросы из регионов, министерств, ведомств и других потребителей);

Ї обеспечения учета и документирования передаваемых данных;

Ї предоставления пространственных данных в Интернет установленным порядком.

Предполагается, что пространственные данные будут храниться в министерствах и ведомствах, субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления и других, создающих эти данные организациях с различными формами собственности. Этим определяется распределенность Государственной распределенной базы пространственных данных (ГосБПД).

Государственная распределенная база пространственных данных (ГосБПД) является информационной базовой основой для эффективного внедрения ГИС-технологий различного уровня и тематической направленности, например, ГИС ОГВ, ГИС Субъект , ГИС СНГ и других, в том числе региональных, ведомственных и коммерческих геоинформационных систем.

Государственный статус базы пространственных данных определяется следующими основными факторами:

Ї большая часть информации, накопленной в органах власти различного уровня, в министерствах и ведомствах создана в основном за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, поэтому является государственной собственностью и не подлежит безусловной монополизации ее держателями;

Ї все пространственные данные, хранящиеся сегодня в разных органах власти, министерствах и ведомствах в различных стандартах (форматах, классификаторах, правилах цифрового описания) должны быть унифицированы в единую государственную систему классификации и кодирования информации для широкого ее использования различными потребителями;

Ї использование информации Государственной распределенной базы пространственных данных (ГосБПД) различными потребителями должно быть регламентировано соответствующими государственными нормативными актами, определяющими порядок сбора, систематизации, унификации, хранения и выдачи информации потребителям, с учетом действующих основных законов Российской Федерации в условиях рыночной экономики.

Использование фундаментальных баз данных совместно с геоинформационными технологиями позволяет обеспечить органы государственной власти качественно новыми системами поддержки принятия управленческих решений, сделать работу органов власти прозрачной и доступной для населения.

Ключевым, интегрирующим звеном в инфраструктуре пространственных данных (ИПД) является унифицированная топографо-геодезическая основа.

К началу 2002 года территория Российской Федерации полностью покрыта цифровыми картами только мелкого масштаба 1:1000000 и 1:200000. Средств на создание цифровых карт масштабов 1:25000, 1:50000, 1:100000, пользующихся наибольшим спросом в органах государственной власти, катастрофически не хватает.

В России в настоящее время в цифровом виде, пригодном для обработки в компьютерных системах, предоставлено менее 1% материалов государственного картографо-геодезического фонда.

Вместе с тем, переход Правительства Российской Федерации к концепции Электронного правительства , который сейчас реализуется в стране, невозможен без всестороннего внедрения геоинформационных систем (ГИС). Во всех областях, где осуществляется учет и управление территориями, необходима пространственная информация, представленная в цифровом виде.

Проведенный Федеральной службой геодезии и картографии России анализ требований министерств и ведомств к картографическому и топографо-геодезическому обеспечению страны убедительно показал, что сложились объективные предпосылки для неотложного принятия комплекса мероприятий по созданию в Российской Федерации инфраструктуры пространственных данных. Основными из них должны быть следующие:

1. Подготовка проекта Указа Президента Российской Федерации «О создании в Российской Федерации инфраструктуры пространственных данных».

2. Рассмотрение на заседании Правительства Российской Федерации вопроса «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования пространственных данных» и соответственно подготовка и выпуск постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по созданию инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации.

3. Создание Правительственной комиссии по пространственным данным.

4. Создание межотраслевой рабочей группы для подготовки развернутой концепции создания инфраструктуры пространственных данных.

5. Разработка отраслевой программы развития геодезических и картографических работ для создания инфраструктуры пространственных данных.

6. Принятие программы мер по созданию единой открытой картографической основы страны, в том числе, как средства интеграции тематических и пространственных данных.

В рамках подготовки к созданию инфраструктуры пространственных данных (ИПД) в стране Федеральной службой геодезии и картографии России в настоящее время ведутся работы по созданию Центральной базы метаданных (БМД) о топографо-геодезической и картографической продукции, включенной в Федеральный картографо-геодезический фонд. Положение о Федеральном картографо-геодезическом фонде утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2000 года №669. Разработана концепция создания базы метаданных, технический проект Центральной базы метаданных (БМД). С 2002 года начаты работы по заполнению Центральной базы метаданных (БМД). Материалы и данные Федерального картографо-геодезического фонда используются для обеспечения геодезической и картографической продукцией и информацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан на договорной основе в соответствии с Федеральным законом «О геодезии и картографии».

Федеральный картографо-геодезический фонд является в свою очередь составной частью государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации. Представляется целесообразным скоординировать усилия министерств и ведомств по созданию единой инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации.

Предложенный выше комплекс мероприятий по созданию в Российской Федерации инфраструктуры пространственных данных предусматривает совместную и скоординированную работу таких министерств и ведомств, как Минфин России, Миэкономразвития России, Роскартографии, МПР России, Минобороны России, Росгидромет, Росземкадастр, ФАПСИ, Росавиакосмос и др.


Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Демография и статистика
Тематич. разделы / Технологии
Тематич. разделы / Здравоохранение
Тематич. разделы / Оборона, правопорядок,ЧС
Тематич. разделы / ДДЗ
Тематич. разделы / Картография, ГИС
Тематич. разделы / Геодезия
Тематич. разделы / Образование
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Тематич. разделы / Проектирование, изыскания
Тематич. разделы / Инженерные коммуникации
Тематич. разделы / Природопользование
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Тематич. разделы / Инфраструктура ПД
Данные
Дискуссии / 20.11.02. Единая инфраструктура пространственных данных в России
Новости
Страны и регионы / Россия / Центральный ФО / г. Москва
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: http://www.roskart.ru/news/pr04032003.htm 20:16:22 05.03 2003   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров

    Наши предложения
  Новости Gisa.ru в Телеграм
  Реклама на сайте
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Конференции ГИС-Ассоциации
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.0241379737854 sec, Question: 158