Enp-mo.ru: правительство совершенствует услуги «одного окна»
На сайте "Ежедневные новости. Подмосковье", опубликована статья В.Ермолина "Правительство совершенствует услуги "одного окна". В ней приводится размышление автора о работе МФЦ оказания услуг по системе "одного окна". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
На днях с подачи правительства Государственная Дума вплотную занялась законопроектом, который призван ещё больше распахнуть «одно окно». В преамбуле так и сказано: устранить ограничения для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Что это за ограничения, поясним чуть позже. Пока напомним тем, кто ещё не в курсе, о чём, собственно, речь.
Хотя, наверное, трудно найти гражданина, который бы ничего не слышал об «одном окне», ведь этот термин начал входить в нашу жизнь аж десять лет назад после соответствующего постановления правительства. Тогда же была принята концепция «Электронная Россия. 2002-2010 гг.» Откуда пришло к нам и понятие «электронное правительство».
Электронное правительство имеет свою коренную структуру - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению (МФЦ). Их на сегодняшний день в стране где-то за 150. Туда можно обращаться через интернет, а можно и лично являться. От заявителя требуется минимум документов. Всю остальную работу, например, справки от налоговой, из архива, из банковских структур, от других ведомств, должны собирать сотрудники «одного окна». Второй раз вы обращаетесь в это учреждение только для того, чтобы получить искомый документ.
На сайтах, которыми обзаводятся сегодня все уважающие себя муниципальные структуры, выложена информация, требует ли ваше дело личного появления или достаточно воспользоваться электронной почтой. Так вкратце выглядит МФЦ и, в частности, «одно окно» по замыслу правительства — своего рода подразделение быстрого реагирования на запросы граждан. Причём везде подчёркивается — запрос удовлетворяется после однократного обращения.
Однократно — значит, безрезультатно? Что на деле? Однозначного ответа тут нет. Многое зависит от установки, которой руководствуется сотрудник «окна». Если это человек, не лишённый прекрасных гуманистических порывов, он возьмётся за вашу проблему без оглядок на правовые крючки. Даже когда эти крючки дают ему полное право послать вас по дуге большого круга. Скажем так, для ленивого чиновника или сухаря-формалиста лазейки в законе, увы, есть.
О них надо сказать отдельно хотя бы для того, чтобы вы могли самостоятельно углядеть в требованиях чиновника чрезмерность и уклонение от своих обязанностей. Так было (и есть пока) — так не должно быть (когда закон вступит в силу).
Первое, вас не могут отфутболить в контору, предоставляющую услугу, о которой вы хлопочете. Скажем, стучитесь в «одно окно» и просите об оформлении квартиры в собственность, а вас посылают в самостоятельный поход от инстанции к инстанции. Такого после принятия закона быть не должно.
Сегодня можно нарваться на отказ, если, допустим, вы как работодатель запрашиваете в МФЦ данные, принадлежащие региональной службе занятости. «Вот в службу и идите», - говорит вам любезная барышня в «одном окне».
Или вы явились с заявлением как пострадавший потребитель, а вам указывают на Закон «О защите прав потребителей», который, в свою очередь, отсылает вас куда угодно, но только не к «одному окну».
А вот совсем уж небывальщина. С принятием закона вы можете не толкаться в ОВИРе, оформляя загранпаспорт, а идти в тот же МФЦ... Примеры можно продолжить, но, думаю, суть новеллы читатель уже ухватил: в федеральные законы вставляются положения о МФЦ и «одном окне» как адресах, куда можно обращаться по профильным вопросам данного ведомства или министерства.
Далее. До сих пор как непреложное требование в ряде законов содержится необходимость личного взаимодействия заявителя с уполномоченным представителем органов. Тактильно-визуальный контакт бюрократа со своей жертвой — обязательное условие существования столоначальника. С виртуального-то просителя много ли возьмёшь. Наверное, поэтому так цепко держится бюрократический механизм именно за этот пункт — за личный контакт. Изволь обивать пороги. А без этого какой порядок — так, баловство одно.
Закон, о котором мы ведём речь, если не на корню, то существенно подсекает, скажем так, мздоимские замашки чиновника — перечень вопросов, разрешаемых через интернет, расширяется.
Всего проектом федерального закона вносятся изменения в 23 федеральных закона. Весьма всеохватный правовой новодел.