Голос России: Galileo обостряет конкуренцию среди навигационных систем
На сайте "Голос России", опубликована статья О.Закутней "Galileo обостряет конкуренцию". В ней рассказывается о существующих спутниковых навигационных системах. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
В конце марта были официально завершены лётные испытания двух космических аппаратов, запущенных в рамках развёртывания европейской навигационной системы Galileo. Они были запущены 21 октября 2011 г. с космодрома Куру во Французской Гвиане с помощью российской ракеты-носителя "Союз".
Спутники стали первыми рабочими компонентами системы. В 2005 и 2008 гг. на орбиту выводились навигационные спутники, задачей которых было зарезервировать радиочастоты, предназначенные для Galileo Международным союзом электросвязи, и испытать ключевые технологии создаваемой группировки.
Сегодня речь идёт о проверке уже "рабочих лошадок" будущей системы ― самих спутников и наземного сегмента. Первые два прошли испытания к марту. В конце лета 2012 года на орбиту должны быть выведены ещё два аппарата, на которых будет продолжена отработка технологий, лежащих в основе системы. Планируется, что к 2014 г. вокруг Земли будут обращаться уже 14 спутников, которые смогут предоставлять пользователям некоторые навигационные услуги.
Конечная цель - группировка из 30 аппаратов (27 рабочих и 3 резервных) на трёх круговых средних околоземных орбитах высотой несколько более 22 км. Для сравнения: группировки GPS и ГЛОНАСС в настоящее время включают по 31 спутнику. В это число также входят не работающие по целевому назначению и резервные. Точность системы Galileo, по заявкам создателей, составит около 1 метра - выше, чем заявленная точность для системы GPS - порядка 10 м.
Galileo развертывается Европейским космическим агентством и финансируется Еврокомиссией. Сверхзадача Galileo, как и всякой "альтернативной" GPS навигационной системы, будь то функционирующая китайская региональная BeiDou или российская ГЛОНАСС, - уменьшить зависимость от американской информации.
Если для Китая, планирующего к 2020 г. развернуть полную спутниковую группировку для глобального покрытия, такая система - естественный шаг в сложившемся противостоянии, то для Европы развёртывание собственной системы в большей степени является гарантией защиты от возможных сбоев.
В отличие от ГЛОНАСС и GPS европейская система задумывалась как гражданская. Она не контролируется национальными военными ведомствами. Миллионам пользователей не так уж важно, с какого именно спутника приходит тот сигнал, который обрабатывает приёмник.
Впрочем, нарушить американскую монополию на рынке навигационных услуг Galileo, как и ГЛОНАСС, вряд ли удастся, по крайней мере в обозримом будущем. Речь идёт не только о запусках спутников и отлаживании наземного сегмента, но и об огромном количестве приёмников. По этой причине европейцы делают акцент на том, что Galileo будет совместима с GPS и ГЛОНАСС.
Это означает, что европейские аппараты работают в нескольких радиодиапазонах. Разработчики приёмников смогут выбирать наиболее удобные для них диапазоны, с тем чтобы обеспечить одновременную обработку сигналов других навигационных систем. Это повысит точность позиционирования. Кроме этого, сигналы аппаратов Galileo будут использоваться в спутниковой поисково-спасательной системе КОСПАС-САРСАТ.
Желание "не хранить все яйца в одной корзине" почувствовали уже многие страны. Кроме Китая и России свои региональные навигационные системы развёртывают Индия и Япония. В дальнейшем конкуренция в глобальной навигации будет становиться все острее.