В.А. Поповкин: стратегию развития космической отрасли надо ещё довести до логического завершения
На сайте еженедельника "Коммерсантъ" размещено интервью Ивана Сафронова с руководителем Роскосмоса В.А. Поповкиным о перспективах космической отрасли России. Ознакомиться с материалом полностью можно по этой ссылке.
— Какие внутренние изменения структуры Роскосмоса можете отметить?
— В структуре Роскосмоса произошло разделение направлений деятельности. Были ликвидированы управления, курировавшие отдельные предприятия, начиная с вопросов их модернизации и заканчивая финансовой деятельностью. Вместо них сегодня сформирован целый ряд новых центров ответственности, а также система дирекций по приоритетным направлениям развития, куда входят как чиновники Роскосмоса, так и представители научных кругов. Создано финансово-экономическое управление, в котором сосредоточены все финансовые механизмы и потоки. Также было создано управление государственного имущества. Все предприятия ракетно-космической отрасли на сегодняшний день акционированы, имеют на своем балансе большое количество объектов собственности, а многие технологические процессы производства зачастую дублируют друг друга. В целях реформирования отрасли планируется создание горизонтально интегрированных структур. На сегодняшний день создано 12 холдингов и 3 — в процессе формирования. Кроме того, создано управление инвестиционных программ и капитального строительства, на которое возложены обязанности по модернизации всех предприятий в рамках ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса" и капитальному строительству в рамках Федеральной космической программы.
— А кто отвечает за контракты?
— Сформирован отдельный центр контрактной работы, который занимается контрактами и приёмом работы. Никакими другими отношениями с предприятиями отрасли он не связан. Осенью 2011 года о планах по созданию такого центра было доложено председателю правительства, и они были им поддержаны.
— А для чего понадобилось разделение должностей гендиректора и генконструктора?
— Такое решение действительно принято. На коллегии Роскосмоса оно было поддержано, и на сегодняшний день разработано временное положение о генеральном конструкторе предприятия, в котором чётко указаны его обязанности и права. Самое же главное, на мой взгляд, это наделение генконструктора практически такими же правами, как и гендиректора. И если раньше он назначался и снимался руководителем предприятия, то теперь появилась маленькая приставка "по согласованию с Роскосмосом". Необходимо добиться того, чтобы генконструктор действительно творил, а гендиректор реализовывал все его разработки. Но это не сиюминутный процесс. По каждому предприятию необходимо работать индивидуально.
— Центром эксплуатации наземной космической инфраструктуры вы довольны?
— Чтобы он, согласно нашим планам, в буквальном смысле слова был центром эксплуатации наземной космической инфраструктуры, ему будут переданы все объекты на космодроме. Такой процесс уже начался. Это сделано для того, чтобы разделить ответственность изготовителя и испытателя на космодроме. Ну не может тот, кто делает технику на заводе, потом ее испытывать и запускать. Испытатель — это совершенно другой человек, задача которого — определять, соответствует ли эта техника заявленному предприятием качеству.
— Публикацию списка "космического резерва" для руководителей предприятий можно считать сигналом к скорым отставкам?
— После неудач в прошлом году наряду с теми, кто допускал ошибки при разработке программного обеспечения или испытании полетного задания, ответственность должны были нести и руководители предприятий. При необходимости замены гендиректора практически во всех случаях оказывалось, что вокруг многих руководителей рядом нет ни одного человека, который мог бы его заменить сегодня, завтра или послезавтра. Поэтому было принято решение о создании реального кадрового резерва. Все без исключения, кто присутствует в списке потенциальных кандидатов, прошли согласование с нынешним руководством предприятий. Это нужно для того, чтобы знать, кто готовится на смену. Кроме того, необходимо организовать подготовку этих людей, чтобы они в определенный момент смогли заменить тех, кто сегодня руководит предприятиями.
— Что подлежит дальнейшему реформированию?
— Первая цель, на мой взгляд, — это, конечно, уход от переразмеренности отрасли. Сегодня в отрасли 240 тыс. человек — и она загружена наполовину. Мы должны её оптимизировать так, чтобы действительно остались только передовые разработки. К сожалению, на многих предприятиях отрасли сохранилось натуральное хозяйство, от которого надо уходить. Необходимо, чтобы предприятия перенимали друг у друга передовой опыт, а не пытались каждое у себя изобрести велосипед второй раз.
— Чем поможет стратегия развития отрасли до 2030 года?
— Перед тем как что-то реформировать, необходимо понять, для чего это делается. С этой целью создается стратегия развития отрасли. В стратегии будут определены приоритеты, и под эти приоритеты будут создаваться холдинги. Не сомневаюсь, что многие пункты стратегии найдут отражение в Федеральной космической программе на следующий период.
— Вы опубликуете её после постановления правительства?
Этот документ надо довести до логического завершения, и когда он примет более или менее завершённый вид, он будет опубликован на официальном сайте Роскосмоса. Мы хотим увидеть реакцию и выслушать различные мнения, чтобы учесть здравые предложения в окончательной редакции.