На сайте предприятия размещено интервью с начальником ИАЦ КВНО ФГУП ЦНИИмаш Сергеем Ревнивых, посвящённое современному состоянию и перспективах развития ГЛОНАСС. Ознакомиться с материалом полностью можно по этой ссылке.
— Строго говоря, ИАЦ КВНО создан ещё в 1995 году на базе Центра управления полётов. Со временем ширился круг задач, рос наш вклад, скажем так, в конверсию отечественной глобальной навигационной спутниковой системы. И в 2007 году ИАЦ обрел статус самостоятельного структурного подразделения ЦНИИмаш.
Основная наша внешняя функция – от имени Министерства обороны и Федерального космического агентства исполнение роли своего рода интерфейса ГЛОНАСС с гражданским сообществом. И тот факт, что сайт ИАЦ КВНО, на котором в реальном времени предоставляется информация о состоянии группировок ГЛОНАСС и GPS и основных характеристиках систем, ежедневно посещает более 4000 пользователей, говорит о том, что мы успешно справляемся с этой функцией.
— Но не настолько, чтобы создавать навигационную аппаратуру, способную принимать сигналы ГЛОНАСС?
— Как раз наоборот. Я уже не говорю о специальной и профессиональной аппаратуре – в ней практически изначально предусматривается приём сигналов и GPS, и ГЛОНАСС. А сейчас уже многие мировые производители потребительской техники со встроенным приёмником спутниковых навигационных сигналов (те же автомобильные навигаторы, смартфоны) оснащают свои новинки доступом к обеим системам. Я сам не так давно купил автомобильный навигатор одной из ведущих фирм на этом рынке в исполнении GPS-ГЛОНАСС. Это ведь очевидная вещь – чем больше источников информации имеет в своём распоряжении прибор, тем надёжнее и удобнее он в работе.
Уверен, в ближайшее время эта проблема – использовать или не использовать ГЛОНАСС - вообще исчезнет, любая навигационная техника будет принимать сигналы всех существующих систем. А о своем желании развернуть навигационные системы – пусть и на региональном уровне – уже заявили Европа, Китай, Индия, Япония. Европейцы намерены вывести на орбиту 18 навигационных спутников к 2015 году.
— Характеристики приёма сигналов GPS и ГЛОНАСС одинаковы во всех точках планеты?
— Объективно, в силу орбитального построения, ГЛОНАСС лучше работает в северных широтах. А в экваториальных – наоборот. Поэтому используя две системы, мы фактически обеспечиваем устойчивую работу на всём земном шаре.
Стоит отметить, что и Россия, и США предоставляют услуги глобальных спутниковых навигационных систем всему мировому сообществу на совершенно безвозмездной основе. Это осознанный шаг, скажем так, вклад ведущих держав в обеспечение экономического развития всего мира.
— Если говорить непосредственно о работе вашего Центра, какие сегодня стоят перед ним задачи?
— Прежде всего, ИАЦ КВНО – это координирующий центр выполнения программы поддержания, развития и использования ГЛОНАСС, в том числе определяющий её перспективное развитие. В своё время коллектив нашего Центра выступил инициатором и основным разработчиком первой федеральной целевой программы «ГЛОНАСС», в соответствии с которой мы работали вплоть до этого года. Сейчас нами, с участием ведущих специалистов всех ведомств и основных предприятий, разработана и уже утверждена Правительством РФ новая ФЦП «ГЛОНАСС» до 2020 года.
Кстати говоря, в России действуют две федеральные целевые программы, направленные на развитие космической техники. Одна – всеохватывающая, Федеральная космическая программа. Вторая, и это уникальный случай, посвящена исключительно развитию глобальной навигационной спутниковой системы. Это показывает всю значимость ГЛОНАСС для государства.
Таким образом, на данный момент коллектив ИАЦ КВНО, естественно, в тесном сотрудничестве со специалистами других подразделений ЦНИИмаш и других организаций всех государственных заказчиков, выступает в качестве разработчика ФЦП «ГЛОНАСС» и на рабочем уровне обеспечивает координацию взаимодействия всех участников реализации этой программы – а это 8 министерств и ведомств плюс к тому очень большая кооперация предприятий. Помимо того, мы ведем системные научные исследования, поиск тех направлений, в каких должна развиваться система.
В рамках развития международных отношений сейчас поставлен вопрос о создании Международной службы контроля и подтверждения характеристик глобальных навигационных спутниковых систем и информирования всего потребительского сообщества о качестве их работы. И мы планируем, что ЦНИИмаш в лице ИАЦ КВНО будет составной частью этой международной службы.
Ну и, кроме того, никто не снимал с нас функции центра гражданской инфраструктуры ГЛОНАСС. Кстати говоря, сейчас заканчивается реконструкция одного из зданий ЦНИИмаш, в котором планируется сосредоточить все организации и службы, связанные с реализацией ФЦП «ГЛОНАСС»: и органы координации самой программы, и центр контроля характеристик, и исследовательские лаборатории по определению перспектив развития системы, и центр международного взаимодействия по вопросам совместимости и взаимодополняемости спутниковых навигационных систем. Кроме того, планируется в одном месте сосредоточить технологии, которые позволят обеспечить новое качество на стыке навигации, дистанционного зондирования Земли, практической баллистики низкоорбитальных КА. В том числе, не исключаю, и группы, которые будут заниматься поиском коммерческих путей использования ГЛОНАСС.
— В ближайшее время планируется вносить какие-то качественные изменения в работу ГЛОНАСС?
— ЦНИИмаш – единственный в России институт, в полной мере обладающий инструментами и средствами для объективной и полновесной оценки качества работы всей глобальной навигационной спутниковой системы. Созданные специалистами центра аппаратно-программные средства уточнения орбит и шкал времени КА ГЛОНАСС по своим характеристикам соответствуют мировому уровню. Больше таких средств в России нет. Мы тесно сотрудничаем с профильными отечественными организациями, чтобы эти технологии внедрялись в ГЛОНАСС. Соответствующие мероприятия предусмотрены в новой Федеральной целевой программе. Мы постоянно работаем над улучшением характеристик системы, ведь это и является целью всего комплекса работ: добиться максимально качественного и устойчивого повсеместного приёма сигналов ГЛОНАСС.
Одно из последних достижений ИАЦ КВНО – создание мобильной лаборатории, которая предназначена для оценки как характеристик навигационных полей, так и работоспособности потребительской навигационной аппаратуры. Услуги этой лаборатории пользуются огромным спросом, заказы на её применение мы получаем от целых регионов. И с её помощью мы сможем существенно усовершенствовать наземную базу ГЛОНАСС.
Что касается орбитальной группировки, сейчас идут лётные испытания нового космического аппарата «Глонасс-К». Как головной институт, отвечающий за контроль обеспечения надёжности системы в целом, мы участвуем в процессе проведения лётных испытаний, а в конечном итоге являемся тем органом, который даёт рекомендации Государственной комиссии о полноте и завершенности испытаний. С 2011 года наши специалисты участвуют не только в подготовке окончательных заключений на готовность к запуску, а также контролируют ход разработки основных образцов на всех этапах. Это даёт нам уверенность в том, что отныне космические аппараты будут выводиться на орбиту только в случае 100-процентной гарантии успеха.
— Сергей Георгиевич, и последнее, стоит ли в обозримой перспективе ждать каких-то новаторских решений с точки зрения системных научных исследований?
— По оценкам специалистов всего мира, ни сейчас, ни в ближайшие 15-20 лет альтернативы глобальным навигационным спутниковым системам для навигации на Земле и околоземном пространстве не будет. Не зря американские коллеги, глядя на нас, тоже сформировали долгосрочную программу развития спутниковой навигации – до 2025 года – и пытаются утвердить её в Конгрессе. Последние десять лет, вынужденные ежегодно защищать федеральное финансирование, они с большой завистью смотрят на российскую долгосрочную ФЦП «ГЛОНАСС».
А вот что и когда придет на смену спутниковой навигации, пока никто не возьмется предсказать. Мы проводим исследования возможности использования геофизических, гравитационных, магнитных полей. Наверняка существуют способы навигации, о которых мы попросту ещё не знаем. В итоге, думаю, истина будет лежать в комбинации всех возможных источников для навигации. Для решения задачи добраться до цели, находись она в соседнем городе или в другой галактике, быстро и точно, должны существовать разные технологии и передвижения, и навигации. Если мы знаем, что другие галактики существуют, знаем где, то должны существовать и способы, как туда добраться за разумное время. Соответственно, и методы навигации появятся.
Научные исследования у нас проводятся действительно системно, в рамках предусмотренной в Программе комплексной НИР «Развитие». А с 2015 года будут запущены ещё три комплексных НИР. Так что в завтрашний день мы смотрим пусть и со сдержанным, но вполне обоснованным оптимизмом.