Inosmi.ru: Барселонская градостроительная модель для Москвы
На сайте "inosmi.ru", опубликована статья Хавьер Баррена (Xabier Barrena) "Барселонская градостроительная модель для Москвы ("El Periodico", Испания)". В ней рассказывается о сложившихся мегаполисах и о конкурсе развития московской агломерации. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Список крупнейших мегаполисов мира состоит из одних и тех же названий. Нью-Йорк, Париж, Лондон, Токио, Шанхай… Но поскольку в этой жизни не все определяется размером, на Земле есть другие, еще более населенные города, например, в Латинской Америке и Африке, не заслужившие права называться мегаполисами. Но есть и забытый мегаполис с населением в 10,5 миллионов человек. В течение многих веков этот город был столицей нескольких империй, а сейчас – крупнейшей по площади страны мира, раскинувшейся на просторах Европы и Азии. Этот город называется Москва. Российские власти объявили конкурс на концепцию расширения столичного пространства. Речь идет о крупнейшем проекте в истории градостроительства. Среди 10 финалистов следует отметить стопроцентно каталонский тандем: Архитектурную мастерскую Рикардо Бофилла и девелоперское агентство Barcelona Regional, предполагающий использование на коммерческой основе барселонской градостроительной модели.
Через двадцать лет после распада Советского Союза (что предрекал, в числе прочих, советник президента США Джимми Картера по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезинский), укрепившись как региональная держава, отчасти благодаря своим огромным запасам углеводородов, Россия теперь намерена иметь столицу, ничуть не уступающую мегаполисам, перечисленным в начале статьи. Предпосылок для этого у нее предостаточно.
Согласно условиям конкурса, город предполагается расширить на юго-запад, по направлению одного из 14 радиальных шоссе, связывающих столицу с остальными частями страны. Это 1.500 квадратных километров, то есть, в 2,5 больше нынешней площади столицы, на которых будут проживать 11,2 миллионов человек. Архитектурный проект предусматривает, среди прочего, возведение нового финансового центра, административных органов, научных и учебных центров и других государственных учреждений.
Как пояснил генеральный директор агентства Barcelona Regional Вили Мюллер (Willy Muller), главная цель проекта состоит в том, чтобы разгрузить центральную часть столицы. Рикардо Бофилл предпочел пока воздержаться от каких-либо публичных заявлений. «Российские власти выбрали для расширения города одну из радиальных осей, поскольку концентрическое расширение лишит увеличит загруженность города», поясняет Мюллер, добавляя, что «приход частного капитала в последние два десятилетия создал новые городские потребности».
Сам по себе конкурс является интереснейшим событием в области градостроительной деятельности. Как он проходит? В качестве ориентира можно использовать предыдущий опыт строительства радиально сориентированных городов, подчеркивает Мюллер. «Вокруг Парижа, на расстоянии 25 километров от центра был построен целый ряд городов-спутников», но этот опыт оказался неудачным в социальном плане.
Лондон, одна из крупнейших европейских столиц, также попробовал окружить себя кольцом городов-спутников, расположенных, правда, чуть дальше: на расстоянии 75 километров. Но в итоге это привело к появлению новых полюсов, уже не являющихся частью метрополии.
Так в чем заключается барселонский метод решения вопроса для Москвы? Мюллер рассказывает о том, как будут взаимодействовать агентство Barcelona Regional со студией Бофилла, наиболее известного испанского архитектора за пределами страны. Barcelona Regional занимается изучением территории, что требует знаний в различных областях, от собственно градостроительства до экологии, включая развитие инфраструктуры. На основе этих исследований и анализов архитектор разрабатывает свой проект. Все это взаимосвязанные задачи, поэтому в работу и будет осуществлять команда специалистов.
«Барселона передаст все то лучшее, что она умеет. То есть, наследие вековых строительных традиций средиземноморского города, что можно абстрактно определить как «плотное и компактное градостроительство в системе разветвленной транспортной сети», поясняет Мюллер.
Диаметр Москвы в настоящее время составляет 35 километров, но протяженность оси, по которой пойдет расширение, будет достигать 100, что равно расстоянию от Барселоны до Жироны. То есть это не тот, проект, который разрабатывается и немедленно претворяется в жизнь. Предложения выбранных для его осуществления архитектурных мастерских послужат основой для разработки генерального плана застройки.
В сентябре 2012 года в российской столице пройдет презентация результатов конкурса, объявленного прошлой осенью.