Общественные коммуникации как среда инновационного развития современного города
Если попытаться осмыслить градостроительную деятельность посредством некого образа, попытаться вообразить себе деятельность по развитию территорий, а также те цели, которые ставит перед собой разработчик градостроительной документации при определении размещения объектов различного значения, при установлении территорий общего пользования, красных линий и т.д., то, прежде всего, возникает образ Человека. Поскольку вся эта деятельность осуществляется для и ради Человека, необходимо не просто считаться с его мнением, но основываться на этом мнении, на желаниях Человека. Но человек – существо социальное, он не может существовать и развиваться вне общества. Как, каким образом в современных условиях можно учесть мнение человека, общества, населения при принятии управленческих решений?
Что такое общественные коммуникации в современном городе и инновационное развитие современного города?
Какое воздействие городские общественные коммуникации оказывают на инновационные процессы?
Какие формы и технологии городских общественных коммуникаций являются наиболее перспективными?
Обсуждение этих и многих других вопросов прошло в рамках круглого стола на тему «Общественные коммуникации как среда инновационного развития современного города» (далее – Круглый стол), состоявшегося в рамках конференции «Третьи Сабуровские чтения» 22 февраля 2012 года в Фонде «Институт экономики города».
Организаторами Чтений выступили: Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»; Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики; Фонд «Институт экономики города»; ГБОУ Центр образования №1811 «Измайлово».
Нам удалось пообщаться с некоторыми участниками Круглого стола:
Визгалов Д.В., руководитель сектора «Социальная политика и общественные коммуникации» Института экономики города.
− Денис Валерьевич, как бы Вы описали город?
− Современный город – это, прежде всего, центр общественных связей и коммуникации. Можно попытаться представить его через образ Кубика Рубика: в городе, как и в Кубике Рубика, существует множество элементов, перемещающихся один относительно другого, каждая из граней этого Кубика создает определенные информационные контексты города. Каждое перемещение дает совершенно новое сочетание элементов: перемешиваются виды, участники, каналы, задачи коммуникации. При этом степень развития коммуникаций в маленьком населенном пункте может быть даже выше, нежели в крупном городе. Новые виды общественных связей в городах развиваются настолько стремительно, что любые новые попытки систематизировать их оказываются устаревшими.
− Расскажите о последних мировых тенденциях в сфере общественных коммуникаций.
− Мы привыкаем жить в «сетевом» обществе. Например, быстрыми темпами развивается в мире сегодня феномен коворкинга – альтернатива работы дома или в офисе. Суть коворкинга заключается в аренде рабочего стола на короткое время (это может быть и месяц, и неделя, и один день). Каждый раз, приходя на работу, «арендатор» не знает, кто будет его соседом сегодня и где он сам будет сидеть. Это создает особую творческую атмосферу, которая многих стимулирует к более эффективному умственному труду. В коворкинг-центрах могут оказываться различные дополнительные услуги: от организации спортзала и столовой до юридических и бухгалтерских услуг. Но ключевым моментом остается то, что в одном месте могут собираться специалисты совершенно разных направлений. Это создает динамичную среду общения, обмена идеями, организации совместных проектов. Отрасль растет непостижимыми темпами. В Германии количество работающих по системе коворкинга каждый год, начиная с 2008 года, увеличивается в два раза. В Москве существует уже порядка 8-10 коворкинг-центров. Положительным моментом здесь является также и то, что через это формируется новая сфера услуг в городе, в частности, на рынке коммерческой недвижимости.
− Каким образом можно привлечь внимание жителей к проблемам территориального планирования?
− Приведу пример Нового Орлеана. Там, после природного катаклизма, власти решили узнать мнение жителей, касающееся восстановления города. Были выпущены стикеры «я бы хотел, чтобы здесь было…» Стикеры можно было бесплатно взять в супермаркетах. И люди, развешивая эти стикеры на дома, деревья, асфальт, могли таким образом выражать свои желания относительно функций этих мест, выражать, чего им не хватает в этой точке городского пространства. Если хочешь преобразовать город, сначала спроси у жителей, как они это видят.
А.А. Высоковский, генеральный директор Некоммерческого Фонда «Градостроительные реформы».
− Александр Аркадьевич, как автор многочисленных трудов по теме публичные пространства, поделитесь своим мнением о самом важном месте в городе.
− Несмотря на то, что публичные пространства формируют город, не все они важны с точки зрения способов репрезентации, консолидации городского сообщества. Среди таких публичных пространств можно выделить «точку отсчета» − квинтэссенцию публичного пространства, т.е. главную точку городского ландшафта и главный символ, с которым жители готовы себя идентифицировать. Другими словами, это сердце города, точка отсчета ценности всех остальных мест города.
− Какие проблемы относительно публичных пространств сегодня существуют?
− Сегодня публичные права и публичные пространства не закреплены на законодательном уровне, что является самой большой проблемой планировочной практики. При советской власти город идентифицировался только с производством и жильем, несмотря на то, что главное в городе – это публичные пространства. До сих пор у нас нет инструмента нормирования этого элемента планировочной структуры. Не следует забывать, что земли общего пользования не тождественны публичным пространствам. Они являются их частью и для них не устанавливаются регламенты.
– Как можно решить эту проблему?
– Одной из самых главных задач является введение понятия «публичное пространство» в оборот территориального планирования и другие формы градостроительной документации.