Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства создан на основании Федерального закона от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее – 161-ФЗ). Фонд «РЖС» является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
Целью деятельности Фонда «РЖС» является содействие развитию жилищного строительства, иному развитию территорий, развитию объектов инженерной инфраструктуры (в том числе объектов инфраструктуры связи), объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства и содействие созданию промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов в целях формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан.
1. О ГИС Фонда «РЖС»
Согласно 161-ФЗ одной из функций Фонда «РЖС» является организация разработки программного обеспечения для управления, в том числе автоматизированного управления, проектами жилищного строительства, производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов. В рамках данной функции Фондом «РЖС» создана и эксплуатируется единая информационно-аналитическая система Фонда (далее ЕИАС), состоящая из комплекса информационных подсистем. Одной из таких подсистем является географическая информационная система Фонда (далее ГИС Фонда).
ГИС Фонда является программно-аппаратным комплексом, построенным на платформе ESRI ArcGIS и Microsoft Silverlight. ГИС Фонда предназначена для сбора, обработки, хранения, анализа, графической визуализации пространственных данных и связанной с ними непространственной (тематической) информации Фонда в составе подсистем ЕИАС. Система включает в себя возможности СУБД, редакторов растровой и векторной графики, а также аналитическо-статистических средств.
Основные задачи, решаемые с помощью ГИС Фонда:
– обеспечение геоинформационной поддержки принятия управленческих решений руководством Фонда;
– обеспечение доступа к достоверной и актуальной географической информации о:
– рынке земельных участков;
– рынке жилья и жилищного строительства;
– рынке строительных материалов и новых технологий;
– предоставление средств доступа к пространственным данным в затрагиваемых предметных областях с использованием механизмов веб-сервисов, с возможностью применения методов и инструментов пространственного ГИС-анализа, а также многопользовательского он-лайн редактирования данных.
ГИС Фонда предоставляет возможности интеграции с другими геоинформационными системами на уровне баз данных и веб-сервисов. Механизм веб-сервисов наиболее удобен в использовании, т.к. позволяет иметь оперативный доступ к актуальной информации в составе других (в том числе внешних) информационных систем.
Основными приоритетами развития ГИС Фонда являются:
– повышение уровня автоматизации при взаимодействии с Росреестром и Минрегионом РФ, а также с представителями муниципальных образований субъектов РФ;
– автоматизация внутренних процессов, включая один из основных бизнес-процессов – направленный поиск земельных участков, находящихся в федеральной собственности, расположенных в пределах территорий развития городов, обеспеченных инженерной инфраструктурой и обладающих неудовлетворенным платежеспособным спросом на жилье;
– увеличение наполнения системы данными для расширения географии;
– внедрение ГИС Фонда в состав создаваемого внешнего корпоративного портала Фонда «РЖС».
2. Интеграция с федеральными информационными системами
С помощью механизма ГИС веб-сервисов в 2010 году ФГУП «Госгисцентр» организовал подключение к ГИС Фонда слоев государственного кадастра недвижимости из состава публичной кадастровой карты портала государственных услуг Росреестра (далее – ПКК Росреестра, http://maps.rosreestr.ru /Portal/, (Рис.1).
Рис.1. ГИС веб приложение Фонда РЖС с подключенным веб-сервисом из состава публичной кадастровой карты Росреестра кадастровым делением
В настоящее время нормативный порядок доступа к информационному ресурсу Росреестра не определен, в связи с чем Фонд «РЖС» и Росреестр совместно разработали и подписали порядок взаимодействия при информационном обмене (далее – Порядок) в развитие соглашения о сотрудничестве между Росреестром и Фондом «РЖС» от 15.06.2009. Благодаря Порядку и техническим возможностям предоставления данных средствами веб-сервисов (Feature Service) Росреестра стало возможным значительное сокращение временных издержек при выполнении одной из основных функций Фонда «РЖС» по поиску и вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
На сегодняшний день интеграция средствами веб-сервисов геоинформационных систем федерального уровня встречается довольно редко, а примеры систем, как у Росреестра и Фонда «РЖС», единичны. Важно отметить, что интеграция на уровне веб-сервисов позволяет помимо решения собственных задач ведомства, реализовывать одну из основных задач Концепции развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (далее – ИПД РФ): исключение дублирования при создании и использовании ранее созданных другим ведомством данных.
Указанной функциональности предоставления пространственных данных средствами веб-сервисов ощутимо не хватает Фонду «РЖС» и в области градостроительной информации, в частности при работе с материалами генеральных планов и правил землепользования и застройки муниципальных образований. Создаваемая Министерством регионального развития РФ Федеральная государственная информационная система территориального планирования http://fgis.minregion.ru/ (далее – ФГИС ТП), безусловно, должна иметь указанную функциональность. На текущий момент времени интеграция с ФГИС ТП возможна на уровне обмена файлами данных или подключения баз данных. Фонд «РЖС» сейчас активно прорабатывает текущие возможности интеграции с ФГИС ТП Минрегиона России.
3. Интеграция с муниципальными информационными системами
В ряде муниципальных образований созданы и эксплуатируются информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (далее– ИСОГД), поддерживающие указанную ранее функциональность предоставления ГИС веб-сервисов.
В 2011 году к ГИС Фонда в пилотном режиме были подключены слои с градостроительной информацией из АИС ОГД г. Нижнего Новгорода. Разработчиками информационного ресурса г.Нижнего Новгорода Фонду «РЖС» был предоставлен веб-сервис с градостроительной информацией в стандарте WMS (Web Map Service - это стандарт веб-сервиса, предоставляющего данные в растровом виде через Интернет в форматах PNG, TIFF, JPEG и т.п. на основе данных генерируемых ГИС сервером из базы геоданных). В ходе проработки Фондом «РЖС» выявлено, что первоначально предоставленный веб-сервис не соответствует стандарту OGC (Open Geospatial Consortium — открытый геопространственный консорциум. Организация-коллективный разработчик стандартов в области геоинформатики, объединяет более 120 членов – компаний-разработчиков ПО для ГИС и поставщиков геоданных) WMS, а проекция не представлена в перечне проекций ArcGIS (нет в перечне WKID. Well Known ID – перечень проекций, систем координат известных ArcGIS серверу и имеющих свои уникальные номера, ID). Это не позволило с первой попытки подключить материалы веб-сервиса к ГИС Фонда. В дальнейшем, в процессе выполнения работ по подключению к ресурсу г. Нижнего Новгорода кадастрового деления из состава публичной кадастровой карты Росреестра разработчиками ресурса (ОАО «Группа Комплексных Решений») были перепроецированы данные для веб-сервиса в известную ArcGIS серверу проекцию (мировая система координат в цилиндрической проекции Меркатора на сфере, основанной на сфероиде WGS84 – Web Mercator WGS 84 или Web Mercator Auxiliary Sphere WKID 102100), и предоставлен Фонду «РЖС» веб-сервис стандарта OGC WMS. Подключение указанного веб-сервиса прошло успешно, данные совместились автоматически корректно (Рис.2).
Рис. 2. ГИС веб приложение Фонда РЖС с подключенным веб-сервисом с материалами градостроительного зонирования и адресного плана г .Нижнего Новгорода
Указанный способ обмена данными (через веб-сервис стандарта OGC WMS) представляется на сегодняшний день одним из наиболее удобных способов обмена информацией между всеми участниками, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Более того на рынке программного обеспечения ГИС существуют примеры свободно распространяемых продуктов, позволяющих публиковать веб-сервисы стандарта OGC WMS (это позволяет избежать необходимости в затратах на приобретение коммерческих ГИС, таких как, ArcGIS, MapInfo и др.).
Фонд «РЖС» готов к взаимодействию с муниципалитетами в части информационного обмена и/или взаимодействия по средствам взаимной интеграции веб-сервисами с пространственной и атрибутивной информацией.
4. Проблемные вопросы
В рамках реализации одной из основных функций 161-ФЗ по поиску и вовлечению в оборот неэффективно используемых земельных участков, находящихся в федеральной собственности Фонду «РЖС», необходимо иметь в составе ГИС Фонда векторные материалы утвержденных генеральных планов и правил землепользования и застройки (далее – генпланы и ПЗЗ). Наличие указанных материалов в системе позволило бы автоматизировать поиск федеральных земельных участков, попадающих или граничащих с жилыми (если участок подбирается под жилье) или промышленными зонами (если участок подбирается под производство строительных материалов) согласно генплану и ПЗЗ. Но, на сегодняшний день материалов генпланов и ПЗЗ, представленных в векторных промышленных ГИС форматах, Фонду «РЖС» удалось собрать и использовать незначительное количество для ряда муниципальных образований. Проблем несколько:
– основная – отсутствие единой классификации объектов и способов их отображения в составе материалов генпланов и ПЗЗ;
– отсутствие векторного ГИС представления материалов (только растр или вектор в полиграфических редакторах, например в Corel Draw);
– разноформатность векторных представлений, отсутствие координатной привязки, использование местных систем координат;
Решение основной проблемы на федеральном уровне позволило бы повысить удобство и единообразие хранения, представления материалов генпланов и ПЗЗ в составе баз геоданных ведомств. На сегодняшний день объединить несколько имеющихся в векторном виде (представленных в одном формате) материалов генпланов и ПЗЗ в единую базу геоданных в рамках даже одного субъекта РФ не представляется возможным, в связи со значительными различиями в структуре хранения данных, различиях в наименованиях атрибутивных полей информации, а также способах наименований и отображений самих объектов (условные обозначения), не говоря уже об использовании местных систем координат (об этой проблеме будет сказано далее).
Для решения проблемы отсутствия материалов генпланов и ПЗЗ в векторном виде в составе ГИС Фонда (веб-приложение) компанией ООО «Инфотин» был разработан и внедрен специализированный инструмент многопользовательского он-лайн редактирования векторных данных территорий перспективного развития городов. Данный инструмент позволяет редактировать полигональные объекты (добавлять, удалять объекты, цифровать, сдвигать вершины или фигуру целиком, удалять и добавлять вершины, отрезать части фигуры и пр.) с привязкой к единой системе координат и классификатору объектов в ГИС Фонда (Рис.3).
Указанный инструмент позволяет вносить в ГИС Фонда территории перспективного развития городов, согласно утвержденным материалам генпланов и ПЗЗ. На сегодняшний день в ГИС Фонда внесены границы по 117 муниципальным образованиям (около 3 тысяч границ). Территории вносятся в систему, в первую очередь, для муниципальных образований, характеризующихся наличием неудовлетворённого платежеспособного спроса на жилье на основании маркетинговых исследований домохозяйств, проводимых Фондом «РЖС». Для 117 указанных муниципальных образований возможно применение инструмента пространственной выборки и запроса из состава ГИС Фонда. Пользователь может задать нужные ему параметры, например субъект РФ и тип территории (жилье или ПСМ) и выполнить запрос на поиск всех попадающих или граничащих с указанными территориями земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В связи с тем, что в составе ПКК Росреестра не представлен признак формы собственности, данный процесс пока не полностью автоматизирован.
Основные проблемы, с которыми могут столкнуться Исполнители при подготовке веб-сервисов для их дальнейшего опубликования и подключении к ГИС Фонда «РЖС» могут быть:
- публикация несоответствующего стандарту OGC WMS веб-сервиса;
- невозможность трансформации материалов генеральных планов и правил землепользования и застройки из местных и условных систем координат в мировую систему координат, в связи с необходимостью использования в установленном законом порядке ключей перехода от МСК к Государственной системе координат (ГСК) и далее к WGS84.
Последняя проблема, безусловно, должна решаться на федеральном уровне максимально оперативно, т.к. без снятия избыточных ограничений секретности, в частности устранения обилия (десятки тысяч по стране) местных и условных систем координат, принцип оперативного обмена уже созданными в одном ведомстве данными с другим ведомством, в рамках ИПД РФ не может быть реализован. Возможно, следует создать и нормативно закрепить обязанность вести не более 1 местной системы координат в рамках 1 субъекта РФ, а ключи перехода сделать материалами для служебного пользования на переходный период, а в отдаленной перспективе сделать их публичными для сферы профессионального применения.
Возвращаясь к проблемам с пространственными данными кадастра, важно отметить, что на сегодняшний день в состав публичной кадастровой карты Росреестра не внесены сведения о форме собственности объектов недвижимости, предусмотренных п.1.11 Приказа Министерства экономического развития РФ от 19.10.2009 №416 «Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт», крайне необходимые Фонду «РЖС» в рамках реализации его основной функции согласно 161-ФЗ. В этой связи земельные участки с признаком (атрибутом) федеральной собственности пока вносятся в ГИС Фонда вручную с использованием специально разработанного в ГИС веб-приложении инструмента многопользовательского он-лайн редактирования данных.
Продолжая проблематику становления ИПД РФ, нельзя обойти вниманием проблему отсутствия в РФ единого для всей страны цифрового географического описания границ (в виде географически привязанной геометрии границ в общедоступных форматах баз геоданных) административно-территориального деления (далее – АТД) от уровня субъекта РФ до уровня объекта недвижимости. Например, Росстат с 2009 года выпускает муниципальную статистику. Фонд «РЖС» активно пользуется данной информацией в ЕИАС в составе подсистемы МИС – маркетинговой информационной системы (построена на платформе Microsoft BI Olap, разработчик компания ЗАО «Ланит»). Интеграция ГИС с МИС предусматривает передачу любых статистических и рыночных данных для отображения их на карте (Рис.4).
Рис.4. ЕИАС Фонда «РЖС». Пример работы двух подсистем: ГИС и МИС. В левой части экрана располагается ГИС, в правой части МИС. Отображен режим он-лайн передачи статистических данных из МИС в ГИС для их отображения на карте
Но на текущий момент времени отобразить статистику возможно только на уровне федеральных округов, субъектов и муниципальных районов, городских округов, в ГИС на более низких уровнях просто не существует слоя границ и их атрибутивно-кодового описания, соответствующего справочнику ОКТМО. Возможно, если Федеральная адресная система РФ http://fias.nalog.ru/Public/NewsPage.aspx, созданная Федеральной налоговой службой на базе собственного адресного справочника КЛАДР, будет иметь в своем составе указанную информацию, это позволит проводить пространственный анализ на карте РФ на любом уровне АТД например, собираемости налогов и/или любой другой информации, необходимой ФНС и/или другим федеральным ведомствам и организациям.
Создание указанного слоя границ АТД может выполнить Росреестр в рамках, имеющихся у него полномочий.
Дополнительно предлагается рассмотреть возможность создания на базе ФИАС унифицированного веб-инструмента ведения адресной системы на местах в муниципалитетах и субъектах РФ. Инструмент должен поддерживать сквозную систему нормативно-справочной информации и регламенты ее обновления. Это позволит исключить распространенные ошибки при ручном вводе операторами адресных сведений, которые впоследствии попадают в другие информационные системы (например, ИСОГД). А ФНС это позволило бы за счет «краудсорсинга» актуализировать адресную информацию по всей стране, т.к. каждый муниципалитет был бы заинтересован в ведении своей актуальной адресной базы данных.
Также крайне важным представляется интегрирование (возможно через веб-сервисы) всей адресной семантической информации из ФИАС в состав создаваемого федерального информационного ресурса Росреестра (который объединяет в себе государственный кадастр недвижимости и единый реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним), т.к. пространственные данные без семантики ФИАС не могут считаться полноценными в рамках текущей парадигмы создания ИПД РФ.
См. также: Каталог Программного обеспечения: - ArcGIS Каталог Авторов: - Вилков А.Ю.