BAYKONUR.NET об авто-мотопробеге: он сказал: «Поехали!» – и позвал в дорогу
На новостном портале BAYKONUR.NET размещена статья Вячеслава Егорова об автомотопробеге до космодрома Байконур. Приводим полный текст статьи.
ГИС-Ассоциация следила за автомотопробегом. Рекомендуем также фотоотчеты малазийских участников: www.t.co/jQjQIJlw , www.t.co/WIjoiD4H (на английском языке).
Казалось бы, Байконур трудно удивить необычными гостями. Но появление на улицах города скутеров с надписями «Мотопробег Киров – Байконур» вызывал неподдельный интерес у прохожих и молодежи. Редакция газеты выяснила, кто были эти смельчаки, бросившие вызов дорогам и расстояниям.
Все оказалось довольно просто. 10 мая в г.Кирове стартовал мотопробег Киров – Оренбург – Байконур – Джезказган – Костанай – Киров под девизом «Он сказал: «Поехали!», в котором участвовали мотоциклисты на скутерах Роман Макаров и Артем Сорокин, а также два автомобиля поддержки (Н.Плюснин, Н.Кириленко). В день старта пробега от дома, где жил К.Э.Циолковский, путешественников провожали горожане, журналисты и губернатор Никита Белых, поддержавший идею путешествия кировчан до космической столицы. Кроме того, с мотоциклистами стартовали участники научной экспедиции из представителей ОАО «Кировгипрозем». Местоположение мотоциклистов с помощью спутникового навигатора отображалось на карте GPS-трекером, фотографии и видеосъемки оперативно выкладывались на сайтах www.motodnevnik.ru, www.kirovnet.ru, за пробегом в реальном времени можно было наблюдать на сайте http://prweb.its-soft.ru. Кроме того, на одном из скутеров была установлена веб-камера, которая каждые 3 минуты автоматически размещает фотографию на сайте мотодневника.
13 мая вечером мотопробег прибыл в Байконур. На следующий день корреспондент газеты встретился с участниками и узнал подробности столь необычного путешествия.
Перед интервью мы познакомились. Роману Макарову 29 лет, у него есть свой небольшой бизнес в Кирове, магазин одежды, и, кроме этого, он занимается технической поддержкой сайта www.motodnevnik.ru. Артему Сорокину 25 лет, он работает в ЗАО «КОМСТАР-Регионы» группы компаний МТС старшим специалистом, занимается администрированием сети.
К слову, ребята оказались настолько «продвинутыми» в компьютерных и Интернет-технологиях, что временами становилось неловко за свою, в сравнении с ними, компьютерную безграмотность. Но они оказались настолько обаятельными и приятными в общении парнями, что, когда у них возникла проблема с Интернетом, редакция газеты с удовольствием предоставила им возможность для обработки материалов и размещения их на сайтах.
Общение получилось взаимно интересным. Ребята рассказали много занимательных историй. Оказывается, у них это уже четвертый по счету большой мотопробег. Прежде они съездили в Мурманск с посещением полуострова
Рыбачий, а также совершили пробеги в Латвию и Севастополь. На вопросы интервью отвечал в основном Роман, Артем периодически добавлял в ответы подробности.
Мы совмещаем то,
что полезно и интересно
- Первый вопрос: чья это идея проехать такой сложный маршрут именно до Байконура?
- Идея руководителя портала www.kirovnet.ru Николая Плюснина. Он вам сам подробнее расскажет. Мы на его предложение отреагировали положительно. Пробег до Байконура – это общественный резонанс, привлечение внимания к космическим программам, науке. В принципе, сейчас в России этот интерес поднимается на государственном уровне, но пока не подхватывается среди молодежи. Мы совмещаем то, что интересно и полезно. Мотопробег хорошо читается, хорошо просматривается, становится интересным людям. Большой плюс в нашем пробеге то, что нам помогает дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Виктор Савиных, он родом из Кирова. Поэтому получается такая географическая связка: Киров – Байконур.
- Кто-то еще вам помощь оказывал?
- У нас есть несколько партнеров. Во-первых, это ОАО «Кировгипрозем», и во-вторых, компания «Мегафон», которая предоставляет нам связь. А так, в основном, конечно, ездим за свой счет.
- Ваша цель – проехать маршрут?
- Проехать и рассказать об этом. В блоге, сайтах, показать фотографии, видеосъемки, провести встречи, где они будут запланированы.
- Почему именно скутеры, а не мотоциклы или автомобили?
- Если коротко, то так получилось. На чем было, на том поехали. Причем скутеры раза в полтора дороже, чем мотоциклы. Начинали с маленьких скутеров, когда захотелось просто покататься. Потом захотелось чего-то побольше, а затем появилось желание куда-нибудь на них съездить. Так появились мотопробеги.
- На каких марках скутеров вы едете?
- У Артема японский Suzuki Sky Wave, у меня Sym GTS производства Тайваня. Двигатели объемом 250 кубических сантиметров. Скутер удобнее в комфорте езды, в большей емкости багажника. В целом все зависит от опыта и «кривизны» рук.
- Пока ехали сюда, какие-то поломки были?
- Роман: У меня сломался карбюратор, естественный износ пластмассовой детальки. И на заднем колесе посадил вмятину. Перебежала дорогу яма (смеется). А так пока нормально.
- Какие вещи взяли с собой?
- Аптечку, ремнабор для дрезины, инструменты, дождевики, электронику (ноутбуки), в машине сопровождения еще палатка и спальники. От посуды и запасов еды мы отказались, рассчитывая питаться в кафе.
- Какая программа пребывания в Байконуре?
- Сегодня у нас по плану встреча с летчиком-космонавтом Савиных, который проведет для нас экскурсию по гостинице «Космонавт». Завтра – посещение космодрома и наблюдение за пуском корабля «Союз», а после – экскурсия по городу.
- Есть такой афоризм: путешествия формируют ум и деформируют брюки. У вас какой процесс идет быстрее?
- Роман: я пытаюсь понять, в каком месте деформируются брюки (смеется).
- Джек Лондон в одном из своих рассказов написал: «С тех пор как мы с тобой странствуем, Саксон, я твердо понял одно: работа – далеко не все в жизни!» Вы согласны с этим утверждением?
- Роман: Если для человека работа – все в жизни, то это трудоголик. Мы не трудоголики (смеются).
- Английский поэт Джордж Герберт подметил: «Люди познаются в споре и в пути». У вас бывают разногласия?
- Постоянно (смеются).
- Такого, чтобы разругаться и разъехаться в разные стороны, не было?
- Артем: Проблема в том, что у нас каждого в скутерах есть разные вещи, но они нужны тому и другому, поэтому разъехаться не получится (улыбаются).
- Вы едете вместе с машинами сопровождения? Или у вас свой график передвижения?
- Обычно не держимся вместе, чаще мы уезжаем вперед, а когда надо сделать видео и фото съемку, то встречаемся в условленном месте.
- В сравнении с предыдущими тремя пробегами, этот чем-нибудь отличается? Например, условиями жары?
- Артем: В пустынях меньше деревьев.
- Роман: В Севастополе тоже было жарко ехать. Как можно подготовиться к жаре? Знали, что будет жарко, брали больше воды. В пустыне есть такой нюанс – когда едешь, особо не пьешь, при этом кажется, что влагу сильно не теряешь. Но когда вечером приезжаешь и выпиваешь пару бутылок воды, понимаешь, что это не так.
- Тем более, вы едете в «черепахе», специальном защитном панцире.
- На самом деле, он хорошо продувается. Поэтому пот быстро испаряется. Но от него загар получается такой специфический – частями на руках. В плане дорог, это самый неоднозначный в смысле обязательного прохождения пробег. В Мурманске тоже было много плохих дорог вперемешку с грейдером, но мы знали, что если будет за поворотом препятствие, мы сможем вернуться и объехать его по другим дорогам. А здесь у нас вариантов нет. Мы не можем приехать и сказать: «О, это грейдер, мы по нему не поедем!» и обратно развернуться. У нас маршрут пролегает так, что ехать вперед без вариантов.
- Как у вас работал спутниковый навигатор? Дорогу правильно показывал?
- По большей части, да. По крайней мере, он не сделал ничего нового, чего мы от него не ожидали.
Идею пробега подсказали журналисты
Беседу продолжил руководитель портала www.kirovnet.ru Николай Плюснин.
- Этот вопрос ребята переадресовали вам: у кого и как появилась идея ехать пробегом в Байконур?
- Эту идею подбросили журналисты. Во время одной из встреч они сказали: «У вас такая техника, такая экипировка, шлемы, вы как космонавты». На другой встрече опять про то же самое говорили. Я сказал: «Ребята, идея мне нравится». Но надо ехать в Байконур не просто, чтобы поехать, а ради чего-то. У Кирова с Байконуром есть своя общая история. В Кирове учился в школе Константин Циолковский, основоположник космонавтики, в Кирове родился летчик-космонавт Виктор Савиных, предприятия города работают на космическую отрасль. То есть связь Кирова с Байконуром очевидна, и ее надо было укрепить этим пробегом.
- Как вы планируете свой маршрут? Контактируете с местными байкерами?
- Да, списываемся по Интернету. Так мы познакомились с актюбинскими байкерами, байконурцем Сергеем Грудчиным, президентом Ассоциации байкеров Казахстана Дмитрием Петрухиным, которые нам помогают в пути следования с гостиницами, питанием и т.д.
- Если не секрет, во сколько обходится организация подобного пробега для группы?
- В среднем, если сделать свой сайт, обеспечить поддержку, то примерно в 500 тысяч рублей.
- А если ехать, как ребята, за свой счет?
- На бензин уйдет 20 тысяч. На питание и проживание по тысяче рублей в день каждому на двадцать дней пути, другие расходы, в общем, в 100 тысяч рублей на двоих можно уложиться.
- Как работала связь в пути?
- По России связь работала хорошо. Но при въезде в Казахстан мы не могли поймать устойчивый Интернет с модема мобильной связи, поэтому не сумели за два дня отправить на сайт фото и видео с маршрута. И к тому же отказал трекер, поэтому на карте наше местоположение в реальном режиме времени обозначалось не всегда.
- Какие планы на следующий мотопробег?
- У нас все пробеги распределены по сторонам света. Север – это Мурманск, запад – Латвия, юго-запад – Севастополь, юг – Байконур. Остался восток. Наверное, это будет, например, Байкал. Если, конечно, эти скутеры доедут до Байкала.
На вопросительный взгляд Николая ответил Роман:
- Вряд ли. Они свои пробеги отъездили. Прошли уже около 45 тысяч по не самым лучшим дорогам.
Продолжил беседу Николай:
- У нас есть два проработанных маршрута в плане объединения истории. Киров связан с Кавказом по местам боевой славы кировских дивизий во время войны, после Кавказа можно поехать в Питер и проехать по Беломорско-Балтийскому каналу, в строительстве которого принимал участие С.Киров, и посмотреть, как канал выглядит сейчас. Идеи есть, продуманы, проработаны, занимаемся поисками спонсоров.
Гуманитарная миссия – снять документальный фильм о мотопробеге
Следующее интервью дал Андрей Купарев, член Союза писателей России.
- В чем заключается цель вашей экспедиции?
- В пробеге едет машина с экипажем от института территориального планирования «Кировское архитектурное, землеустроительное проектно-изыскательское предприятие ОАО «Кировгипрозем». Наш институт занимается вопросами космоса, результатами космической деятельности. А космонавт Виктор Савиных является научным руководителем проекта. Благодаря ему и состоялось мероприятие. Он подхватил эту инициативу, ему приятно было, чтобы земляки побывали на пилотируемом запуске. Может быть, даже мечтой какой-то было. Тем более, у нас в Кирове открывается детский космический центр, проект защищен. Начинается его воплощение, и мы становимся немногим из городов России, где существуют детские космические центры.
- Какие у вас конкретные задачи в пробеге?
- Во-первых, проект идет под эгидой правительства Кировской области, под патронажем губернатора Никиты Белых. Во-вторых, я, как член Союза писателей, осуществляю гуманитарную миссию – снять документальный фильм.
Мне, как режиссеру-документалисту, я 20 лет отдал этой профессии, самому интересно – другой мир, другая жизнь. Видеосъемку проводит оператор, обладатель премии ТЭФИ-2011, Николай Чалов. Все материалы пробега будут освещены в СМИ. Мы со своей точки зрения будем об этом рассказывать.
Другая задача – экспериментальная. Сейчас мы мониторим тему навигации транспорта. Ставим несколько разных навигационных приборов на разные транспортные средства и сравниваем. Пока результаты бытовых навигаторов нас не очень радуют. А вот навигатор, по которому нас ведут по спутнику московские коллеги из компании ЗАО «ИТС-Софт», это программное оборудование пока нас не подводит. И даже в тех случаях, когда мы теряем наших ребят из виду, набираем коллег, спрашиваем, где они, и нам отвечают – на 20 километров от вас ушли. На нашем сайте есть ссылка, где можно посмотреть трек всего пути. В отчетах мы отразим результаты тестов и будем рекомендовать те или иные навигаторы и системы.
Еще одна задача – практическая. В России мы являемся разработчиками одних из лучших геопортальных решений. Есть такое понятие географические информационные системы, когда они выкладываются в Интернет, это называется геопортал. У нас уникальный геопортал, на который мы имеем авторское свидетельство, разработанное «Кировгипроземом». И сейчас тестировали, как он работает из разных точек. То есть, можно ли, например, находясь здесь, зайти на него и посмотреть картографический или иной ресурс, выложенный в Кировской области. К примеру, есть инвестор, который хочет посмотреть, что-то купить во всех видах наших ресурсов. Естественно, он должен связаться с нами, чтобы мы дали ему доступ к определенным картам. Эти моменты мы протестировали.
Наша идея в бизнесе
и политике – интеграция
О стратегических задачах экспедиции и личном интересе рассказал генеральный директор ОАО «Кировгипрозем» Олег Созинов.
- Вас, как руководителя института и экспедиции, какие, в первую очередь, интересуют цели, задачи?
- Я возглавляю институт, который занимается многими направлениями: начиная от гидрогеологии и заканчивая технологиями ГЛОНАСС. То есть это геология, геодезия, картография, проектирование зданий, сооружений, водоотведение и т.д. Спектр направлений очень широкий и взаимно интегрирован. Моя жизнь связана с Казахстаном. В свое время я окончил Джезказганский горный техникум, получил высшее образование в Казахском политехническом институте. И сейчас, помимо научных задач экспедиции, хочется посмотреть, какие изменения произошли в Казахстане за 25 лет. Если говорить по основной составляющей экспедиции, то мы под руководством Виктора Савиных одними из первых в России создали проект спутниковой межопорной сети посредством дифференциальных станций. Мы знаем, что Казахстан активно разрабатывает эти технологии, а у нас уже создано 35 станций в Кировской области, и в этом видим большие перспективы сотрудничества. Кроме того, в рамках создания детского космического центра в Кирова, мы хотели бы установить образовательный мост Киров – Байконур. Считаем это важным с точки зрения целевой образовательной нагрузки этого проекта. Наша идея в бизнесе и политике – интеграция. Как Россия с Казахстаном интегрировались, обогащаются обоюдно, так и во всех технологических вопросах это снижает издержки в производстве, в инновациях, в бизнесе.
P.S. Наблюдение за пуском ракеты «Союз» произвело на участников пробега, по их словам, неизгладимое впечатление. На следующий после пуска день, 16 мая, рано утром экспедиция отправилась в путь. Им предстоял пробег 650 км до Джезказгана, а затем, после двухдневного отдыха, – заключительный этап до Кирова. Завершится пробег 22 мая.