Колонтай А. (ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»): отчеты команд спасли не архитекторы, а специалисты-географы
Как сообщает russtroy.ru, Александр Колонтай, эксперт конкурса на концепцию развития московской агломерации, заместитель директора ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», считает, что отчеты команд, принявших участие в первом туре конкурса, спасли не архитекторы, а специалисты-географы. Об этом он заявил на Третьем семинаре конкурса 26 мая.
— Возникают трудности коммуникации, в отчетах интересно читать о настоящем, а видение будущего возникает как будто не из настоящего, — пояснил он.
По его словам, команды должны предоставить на следующем этапе не просто графики и всякие схемы, но уже четкое и структурированное описание видения того, как решить проблемы.
Эксперт также отметил, что что географы архитектурно-дизайнерской мастерской А.А.Чернихова по итогам первого этапа провели немалую работу. Они точно разработали границы агломерации, а также разделили территорию на четыре части, которые принципиально отличаются по своему развитию.
"Российская газета", в статье А. Гараненко "На скорости по Большой Москве", также приводит мнения экспертов о проблемах Московской агломерации, озвученных на этом семинаре:
Главный инженер НИиПИ Генплана Москвы Михаил Крестмейн подтвердил, что присоединяемые территории планируется соединить со "старой" Москвой ветками метро - в проекте развития транспорта на юго-западе заложены две новые линии. Правда, когда дойдет до дела, это может оказаться уже не метро, а совсем другой вид транспорта.
— Существующие линии наращивать нельзя - уже сейчас 90% линий метрополитена перегружены, система работает на пределе и дополнительных нагрузок не вынесет, - рассказал Крестмейн. - Нужно создавать принципиально новый контур - кольцо с отходящими от него новыми линиями. Нужно интегрировать метро и железную дорогу, чтобы они работали вместе. Пассажир может вообще не знать, на чем именно он едет - один билет, одни рельсы, высокая скорость. Кстати, и монорельс можно было бы использовать в этой системе - не обязательно его разбирать. Сегодня Москве жизненно необходимо удвоение линий метро. В планах строительство по 15 км новых линий в год - неслыханные темпы. Выше только в Шанхае (китайцы строят по 20 км в год). Кстати, международные эксперты часто не верят, когда мы говорим, что в Москве из 8 млрд пассажиров только около 2 млрд перевозит индивидуальный транспорт - остальное общественный. Главная задача с точки зрения присоединенных территорий в том, чтобы сохранить и улучшить это соотношение.
Пожалуй, самой серьезной проблемой прирезанных территорий можно считать инженерную инфраструктуру. Как рассказала эксперт НИиПИ Генплана Галина Мароховская, главная трудность - нехватка воды. Водоносные горизонты за много лет эксплуатации почти истощены, воды мало, а качество ее оставляет желать лучшего. Систем центральной канализации практически нет. Не менее плачевно обстоят дела и с электроэнергией - на территории нет электростанций, ближайшие - Калининская и Смоленская, откуда и планируется получать энергию. Но для этого придется построить более 20 центров питания и огромное количество ЛЭП.
На теме исторического наследия приунывшим было участникам удалось немного перевести дух: с чем в Подмосковье все в порядке, так это с памятниками. Исторических ценностей самого разного калибра - от монастырей и кремлей до парков и городищ - здесь более 6,5 тысячи. Наиболее ценные города - Коломна, Зарайск, Сергиев Посад, Звенигород, Волоколамск, Истра, Серпухов. Правда, большинство объектов наследия государством не охраняются - на присоединяемых территориях охранные зоны установлены не более чем для 10% памятников. И здесь, как пояснила эксперт НИиПИ Генплана Елена Соловьева, главное, чтобы расширяющийся город "не подавил историко-культурные пространства".
Свои предложения о том, как обустроить Москву вместе с прирезанным куском земли, конкурсанты представят в июне.
В сообщении РИА Новости, о третьем международного семинаре конкурса на разработку проекта концепции развития московской агломерации, говорится, что разработанные Минтрансом РФ схемы территориального планирования транспорта России не решают транспортную проблему Москвы, об этом заявил директор ЦНИИП градостроительства Владимир Коротаев.
По словам Коротаева, недавно он присутствовал на комиссии по рассмотрению схем территориального планирования по отраслям, где рассматривались схемы территориального планирования транспорта.
— Посмотрев эту программу, я увидел, что фактически никаких изменений, связанных с ситуацией в Москве и Московском регионе, в этой программе не присутствует, - сказал Коротаев.
Он заметил, что объем проблем, связанных с развитием Московского региона, выходят за рамки одного города. "Это фактически сложнейшая федеральная программа, потому что объем инвестиций в развитие инфраструктуры настолько велик, что принятия решения потребует серьезных законодательных инициатив", - сказал эксперт.
По его словам, комиссия обсуждала обходы Москвы федеральными дорогами, размещение федеральных логистических центров.
Все они сосредоточены в Московской области, и 60% таможенных перевозок приходится на Москву, напомнил Коротаев.
— Такие диспропорции в развитии транспорта Московского региона приведут к тому, что ни Москва, ни Московская область не решит эти проблемы сами, - резюмировал эксперт.