Vnpinfo.ru: электронная картография облегчает труд судоводителя
На сайте "Волго-Невский проспект", опубликовано интервью А.Коданиной с директором по безопасности судоходства и качеству Северо-Западного пароходства С.П. Першичевым и начальником управления безопасности на флоте Волжского пароходства П.Н. Салтыковым "Безопасность бесплатной не бывает". Ниже приводится фрагмент рассуждений С.П. Першичева о внедрении на судах электронной картографии. Полностью материал доступен по ссылке.
— Сергей Петрович, сейчас много говорят о том, что судоводителей нужно освобождать от обширной бумажной работы, связанной с ведением различной документации. Вы согласны с этим?
— Да, я согласен, что на плечи штурманов ложится подчас неподъемная бумажная ноша. Чтобы облегчить труд судоводителя, требуется увеличить электронную базу, установив на судне компьютер и интернет-модем для связи с компанией. Однако если на внутренних водных путях (ВВП) флот находится в зоне приема сигнала, то в море ситуация складывается совершенно иная, да и оборудование довольно дорого.
На наших судах «река-море» установлена система ИНМАРСАТ, с помощью которой можно взаимодействовать с теплоходами посылкой РДО-телеграмм. Однако двустороннюю связь с целью просканировать документ, послать задачу на судно и оперативно получить ответ в рамках системы управления безопасностью мы пока сделать не можем.
Чтобы облегчить труд судоводителя в части корректуры бумажных карт и пособий, с 1 января текущего года мы начали внедрять электронную систему извещения мореплавателям (ЭСИМ), к которой подключили уже пять судов. В результате должно уменьшиться количество времени, которое моряки затрачивают на эту работу.
— А не проще ли внедрить на судах электронную картографию?
— Мы планируем ее устанавливать на наших теплоходах. Но дело в том, что внедрение электронной картографии все равно не упраздняет бумажные карты, которые должны быть в обязательном порядке откорректированы и актуализированы. Право упразднить бумажные карты дает лишь установка двух независимых систем электронной картографии, а это очень дорого.
Вообще, электронная картография — это недешевое удовольствие. Затраты складываются, во-первых, из высокой стоимости сертифицированного оборудования («железа»), во-вторых — стоимости программного обеспечения, в-третьих — набора карт («фолио»), в четвертых — поддержания этих карт на современном уровне, то есть постоянной их корректуры. В целом затраты на приобретение и содержание электронной картографии сегодня превышают стоимость бумажных карт в разы. Тем не менее электронная картография значительно облегчает труд судоводителя и, соответственно, повышает безопасность, поэтому мы и идем на эти траты.
За электронными картами будущее. Надеемся, что и стоимость их при массовом использовании на флоте в дальнейшем должна значительно снизиться, как это произошло, например, с мобильной связью (ведь когда-то мобильный телефон считался роскошью). С другой стороны, на ВВП пока еще не отработан механизм автоматической или хотя бы полуавтоматической корректуры электронных карт. А это очень важный момент, на который бы хотелось обратить внимание. Обеспечение электронных карт на ВВП своевременной корректурой — вопрос не простой и требует усилий технических, финансовых и, самое главное, организационных: требуется скоординировать действия разработчиков ЭКНИС и ГБУ всех бассейнов. По этой причине сегодня полностью перейти на электронные карты на ВВП и отказаться от атласов ЕГС мы еще не готовы.