На сайте "Регионы России", опубликована статья Н.Вербицкой "Государственные услуги уходят в Интернет". В ней приводятся рассуждения о реализации проекта оказания электронных госуслуг. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
70% граждан должны получать государственные услуги через Интернет к 2018 году, как следует из указа Владимира Путина. Хотя электронное правительство функционирует достаточно долго, сейчас это всего лишь способ организации очереди во властные кабинеты, поэтому полный переход госуслуг в Интернет пока не находит поддержки у населения.
Известно, что российская власть очень серьезно рассматривает проблемы использования электронного правительства. Указ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 07.05.12 прямо ставит перед правительством задачу сделать электронные услуги доступными для 70% населения к 2018 году.
Сейчас активно продвигаемый Интернет-заказ госуслуг по сути представляет обычную электронную запись на прием в какой-либо кабинет. На этом электронное предоставление услуг пока заканчивается: по записи гражданин неизбежно должен прийти в этот кабинет со всеми своими документами. Поэтому люди не спешат переходить на электронные услуги и, в конце концов, оказываются у одних и тех же кабинетов рядом с пользователями портала gosuslugi.ru.
Недавно в Интернет-сообществе начали циркулировать слухи о том, что уже с 1 июля не будет возможности, например, получить загранпаспорт в ФМС в живой очереди, а осенью в Интернет уйдут услуги по регистрации автомобилей и бизнеса, получению водительских прав и иных выдаваемых государством документов. Домыслы вызвали живое обсуждение в сети, поскольку проблемы возможного тотального перехода на электронные услуги очевидны: сайт gosuslugi.ru может просто обвалиться после потока огромного количества пользователей, а компьютерная грамотность старшего поколения россиян находится под большим вопросом.
Претензии пользователей сайта одинаковые: не слишком хорошо продуманный интерфейс и запутанный порядок регистрации. К примеру, на официальном форуме сайта ФМС можно найти огромное количество жалоб на программное обеспечение.
Тем временем пресс-служба ФМС опровергла информацию о прекращении обычного приема документов на оформление загранпаспорта, хотя и не уточнила, не произойдут ли такие изменения в дальнейшем.
Есть еще довольно существенный вопрос, почему государство так настойчиво продвигает электронные услуги, в то время как количество чиновников не сокращается и необходимость общения с ними не уменьшается. При этом государство делает упор именно на уменьшение поводов для общения граждан с чиновниками.