Никифоров Н. (Минкомсвязь): государственной информатизации не хватает централизации и контроля за расходами
На сайте "cnews.ru", опубликована статья Д.Легезо "Новый глава Минкомсвязи назвал приоритеты развития ИТ в госсекторе". В ней рассказывается о заседании президиума российского правительства 25 июня, посвященному, в том числе, использованию ИКТ в работе госорганов. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
По вопросу использованию ИКТ в работе госорганов на заседании президиума правительства выступил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. В публичной части заседания доклад Никифорова не прозвучал, но тезисы его доклада были опубликованы на сайте правительства. В них перечислены недостатки госинформатизации и названы приоритеты будущей работы.
«Анализ использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти за период 2008-2010 гг. выявил ряд системных проблем, которые не позволяют осуществлять их эффективное использование», - говорится в докладе.
Основных недостатков было выделено четыре. Это использование дорогостоящих (часто зарубежных) решений с отсутствием единой лицензионной политики, отсутствие единых архитектурных и организационно-технических решений, отсутствие системного подхода к управлению ходом реализации проектов и, наконец, отсутствие достоверной информации о суммарных вложениях в конкретные решения.
Новый министр предлагает «провести типизацию информационных систем и компонентов ИКТ-инфраструктуры для последующей централизации типовых решений, не связанных с отраслевой спецификой». По плану Никифорова пользоваться такими решениями федеральные госорганы будут с использованием единой ИКТ-инфраструктуры.
Этим предложения министра по централизации не ограничиваются, также он предлагает «обеспечить координацию планирования и реализации мероприятий по информатизации госорганов в том числе на основе сведений об информационных системах и компонентах ИКТ-инфраструктуры размещаемых в специализированной информационной системе Минкомсвязи».
Наконец, отдельно Никифоров остановился на СМЭВ: «обеспечить дальнейшее создание и развитие комплексных вертикально-интегрированных информационных систем, систем межведомственного информационного взаимодействия и компонентов электронного правительства, направленных на формирование единой информационной среды государственного управления».
Отметим, что актуальные для Никифорова идеи централизации работ и импортозамещения совсем не новы. Еще в бытность министром связи Леонида Реймана в марте 2006 г. об устранении ведомственных разногласий и уменьшении числа госзаказчиков говорил директор департамента Мининформсвязи Максут Шадаев, сейчас работающий в администрации президента.
Вопросы учета затрат на госзакупки, с прицелом на импортозамещение, а также отказа от проприетарного ПО также находились в фокусе внимания при предыдущем министре связи Игоре Щеголеве. В начале 2010 г. про такой контроль в Минкомсвязи говорили российские разработчики. А в августе включить в госпрограмму «Информационное общество» предложения о развитии СПО поручил занимавший тогда пост президента Дмитрий Медведев.
У бывших чиновников, занимавшихся госинформатизацией задолго до прихода в правительство Никифорова, вопросов к его тезисам не возникает. «В целом все правильно, - говорит CNews Константин Носков, ранее руководивший ИТ-департаментом в правительстве. - В свое время для решения этих проблем и создавали механизм координации расходов. Надеюсь, Николай Анатольевич сумеет им воспользоваться».
«Я полностью согласен с опубликованными тезисами, они собственно вытекают из усилий министерства связи на протяжении двух последних лет и являются продолжением политики унификации, конечно за исключением специфики прикладных решений», - считает глава ИТ-департамента МИАЦ РАМН и бывший CIO Минздрава Олег Симаков. Напомним, что такие специфичные решения, важные для здравоохранения, министр в своих тезисах вывел за рамки унификации.
«Ссылки на отраслевую специфику не должны мешать движению в сторону унификации при условии использования в качестве ключевого индикатора (KPI) «снижения совокупной стоимости владения (TCO) за период не менее трех лет» при принятии решений о развитии как систем общего назначения, так и при разработке специфических прикладных систем», - считает Симаков.