Известия: с 1 июля нельзя требовать у граждан информацию, которая есть у госорганов, при обращении за госуслугами
На сайте газеты "Известия", опубликовано интервью И.Агапова с директором департамента правительства В.Федуловым «С 1 июля у граждан в любом случае не должны требовать лишних справок». В нем рассказывается о том, что делать госструктурам, которые не успели подключиться к электронному правительству. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
С 1 июля требовать у людей информацию, которая есть у государственных органов, нельзя не только при их обращении за федеральными госуслугами, но и при получении услуг на региональном и муниципальном уровнях.
— Что означает для людей расширение сферы запрета?
— Когда с 1 июля эта норма распространена на уровень регионов и муниципалитетов, под нее попало большинство социально значимых государственных услуг. Выплата пособий, взаимодействие граждан с органами ЖКХ, с образовательными учреждениями, с органами здравоохранения: весь этот блок услуг находится в ведении именно субъектов федерации и муниципалитетов. Действующий с октября прошлого года запрет на федеральном уровне коснулся около 800 госуслуг, но это были по большей части услуги для юридических лиц. И граждане не особенно почувствовали, что им стало легче.
С 1 июля количество госуслуг, по которым нельзя заставлять людей приносить документы, если у госорганов есть возможность запросить их друг у друга, вырастет во много раз. Нужно учесть еще, что под действие запрета попадают не только региональные и муниципальные госструктуры, но и подведомственные им организации. Например, у местных управлений ЖКХ есть подчиненные им бюджетные организации, занимающиеся эксплуатацией и обслуживанием жилых домов. Так вот, теперь граждане могут не ходить за справками и в эти ЖЭКи, а не только, допустим, в городское управление ЖКХ. Правда, тут есть тонкость: если ваш жилой дом обслуживается коммерческой управляющей компанией и товариществом собственников жилья (ТСЖ), вам придется брать там справки, потому что запрет распространяется только на обмен документами между госорганами.
— В последние дни высказывались оценки, что система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая и обеспечивает обмен документами между госорганами, на уровне регионов и муниципалитетов готова к работе далеко не полностью. Так ли это?
— По разным оценкам, в регионах и на муниципальном уровне СМЭВ готова к работе на 20–40%, что, конечно, мало. В принципе я с этими оценками согласен. Только нужно учитывать, что из 24 тыс. муниципальных образований большинство — средние и небольшие по числу жителей. Но в крупных муниципальных образованиях — в городах-миллионниках и с населением несколько сотен тысяч человек — проживает большинство граждан страны. А в таких городах со СМЭВ всё в порядке.
В маленьких муниципалитетах, в пределах которых живут несколько десятков или сотен человек, вопрос со СМЭВ решен далеко не везде: сложно провести туда сети связи, наладить там компьютеры и программное обеспечение, да и просто научить чиновников пользоваться всем этим.
— Как же в таких местах, где СМЭВ не работает, будет действовать запрет требовать с граждан лишние справки — если чиновники не смогут запросить в других ведомствах документы по электронной системе взаимодействия?
— Запрет будет действовать везде. Ведь цель закона — не создать СМЭВ, а запретить требовать с граждан лишние справки. Поэтому закон будет выполняться обязательно, есть в каких-то органах власти СМЭВ или нет. Как при этом чиновники будут передавать друг другу документы при оказании госуслуг — по факсу, электронной почте или курьерами, — не имеет значения, это их дело. У всех было время внедрить СМЭВ, теперь срок введения запрета переноситься больше не будет. А СМЭВ мы будем доделывать и дальше, пока эта система не заработает везде.
— А когда СМЭВ заработает везде?
— Главное, что в этом направлении нужно сделать — завершить то, что не доделано для электронного взаимодействия федеральных органов власти с региональными при предоставлении услуг гражданам. Для этого установлен срок до конца августа. Кроме того, вице-премьер Владислав Сурков поручил Минкомсвязи к 1 сентября разработать план-график окончательного внедрения СМЭВ по каждому субъекту федерации. Планируется, что система будет полностью внедрена вплоть до всех муниципалитетов до конца текущего года.
— По-моему, это очень амбициозный срок, учитывая текущее состояние дел с внедрением СМЭВ...
— Думаю, он вполне реален. Ведь можно это делать по-разному, в зависимости от условий и особенностей регионов. Не обязательно к каждой маленькой деревне проводить волоконно-оптическую линию с пропускной способностью в несколько Гбит/с. Например, в Волгоградской области придумали такое решение: в небольших населенных пунктах для обеспечения СМЭВ используется асинхронная линия передачи данных. К ней в поселке присоединен компьютер с интерфейсом для приема и отправки запросов и для пересылки самих документов. Информация постепенно автоматически отправляется по мере высвобождения линии связи. Такие решения недороги, их можно сделать быстро, и для маленьких населенных пунктов они вполне обеспечат электронный обмен документами при предоставлении госуслуг.
— Что же делать человеку, если пришел за муниципальной госуслугой, например, записывать ребенка в школу, а у него потребовали справку о том, что госорганы и так должны знать?
— В таком случае гражданин обязательно должен пожаловаться — руководству этого чиновника, руководству муниципалитета, вплоть до суда, если придется. Мы — правительство РФ — очень заинтересованы в этом, чтобы люди не молчали, так как хотим получить обратную реакцию — как на самом деле выполняется «антисправочный» закон. Со своей стороны правительство обеспечит воздействие на тех, кто не выполняет нормы закона, чтобы они получше его изучили и поняли, что возврата к старым порядкам не будет. С этой же целью глава Минкомсвязи Николай Никифоров обещает ввести в строй интернет-портал, через который граждане смогут жаловаться на все случаи, когда с них вопреки закону потребовали справку. Нам очень нужна помощь граждан в этом направлении.
— Появляются высказывания о том, что «Ростелеком» чересчур сконцентрировал у себя разработку и предоставление региональным органам власти технологических решений для электронного правительства, включая госуслуги в электронном виде, и что нужно больше отдавать эту работу другим компаниям, в том числе региональным. Как вы оцениваете такие мнения?
— Мы знаем об этой ситуации, в том числе от ряда губернаторов. Тут есть некоторая неоднозначность. Когда «Ростелеком» назначался единственным исполнителем работ по созданию инфраструктуры электронного правительства в стране, это было правильно, потому что на тот момент не было более крупного интегратора, который бы мог провести такую работу в достаточно сжатые сроки. С другой стороны, оказалось, что к «Ростелекому» перешла и практическая монополия на программное обеспечение для этих целей. Это, конечно, неверно.
Решено изучить, насколько широко сейчас применяются решения «Ростелекома» для электронного правительства в регионах, есть ли действительно у него такая монополия. Скорее всего, мы предпримем шаги по демонополизации рынка программного обеспечения для электронного правительства. Мы считаем, что в регионах по этому направлению должна иметь возможность работать любая IT-компания — на основе установленных технических требований и спецификаций. Но принимать резкие решения здесь не стоит: «Ростелеком» много что сделал, и нельзя просто взять и отодвинуть его в сторону.
— Возвращаясь к процессу предоставления госуслуг — закон сохраняет требование о предоставлении некоторых документов гражданами в бумажном виде, так что госуслуги не скоро станут полностью электронными. Можно ли этого ожидать в принципе?
— Да, в законе упомянуты 19 видов документов, которые гражданин должен предоставлять в бумажном оригинале, обращаясь за госуслугами. Это, во-первых, не так много. Во-вторых, среди этих документов — те, которые у гражданина всегда есть с собой или которые у него хранятся, так что нет проблем представить их в госорганы. Это паспорт или другое удостоверение личности, документы на право собственности, регистрационные документы компаний и т.п.
Другие, например, первичные документы финансовой отчетности организаций, нежелательно пересылать, исходя из требований конфиденциальности. Компании сами заинтересованы принести их с собой и показать. Кроме того, есть огромные архивы документов длительного хранения, которые сейчас невозможно оцифровать без очень больших затрат времени и бюджетных средств. За ними гражданам придется по-прежнему обращаться в соответствующие архивы и затем предъявлять при обращении за госуслугами.
Но кое-что можно из этого перечня исключить. Например, документы органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС) — свидетельства о рождении, о браке и т.д. Мы уже работаем над созданием соответствующей информационной системы, Минкомсвязи недавно докладывало о ходе этой работы. Так что постараемся перечень предоставляемых гражданами бумажных документов сократить.
— Насколько оправданными вам представляются популярные в последнее время идеи создать нечто российское национальное в IT — национальную операционную систему или национальное ядро свободного программного обеспечения?
— Пока я не вижу реальных результатов по разработке таких национальных IT-продуктов. Разговоры слышу, а хороших результатов не видел. Идея, наверное, правильная. Но всё, что в этом направлении до сих пор сделано, не говорит о том, что что-то получается. Вообще о таких вещах лучше судить по реакции рынка, но ее пока нет, потому что рынок этих решений тоже не видел.
— А в сфере использования IT в госорганах какие наиболее важные работы будут проводиться в ближайшее время?
— Прежде всего будет развиваться система электронного правительства. Например, мы устраним необходимость для граждан дважды посещать госучреждения для оплаты различных пошлин и сборов. Сейчас нужно сначала придти в учреждение и написать там заявление, на основании которого осуществляется платеж. Затем, заплатив пошлину, нужно опять придти в это учреждение и принести квитанцию об оплате. Такую необходимость мы устраним с 1 января 2013 года. После этого срока будет так: гражданин один раз придет в учреждение, где ему скажут, какой сбор он должен оплатить. Затем гражданин платит, но никаких квитанций никуда не относит — сведения о платеже автоматически получаются учреждением из банка, через который прошел платеж.
Будет совершенствоваться интерфейс интернет-портала госуслуг. Есть идея, чтобы зарегистрированный пользователь мог увидеть там в одном разделе все платежи, которые он должен произвести в пользу государства, со сроками: налог на недвижимость, на транспорт и др. Будем работать и над единой информационной системой здравоохранения для общения граждан с лечебными организациями и медучреждений между собой. В планах также разработка государственной геоинформационной системы.
— Насыщенность информационными технологиями в государственных структурах будет увеличиваться, или просто нужно научиться лучше их использовать?
— Насыщение компьютерной техникой и информационными системами в госорганах уже и так велико. Другое дело, что из этого для чего используется и используется ли вообще. Денег ведь на IT можно истратить много, нужно сделать так, чтобы это было эффективно. А сейчас получается, что каждый федеральный орган получает деньги на развитие IT, тратит их на создание информационных систем, а они зачастую дублируют друг друга или после завершения разработки так и не вводятся в эксплуатацию. Зачем это всё нужно? На приобретение разными ведомствами одинаковых лицензированных программных продуктов тоже тратятся большие деньги, не лучше ли купить одну лицензию на всех — она обойдется в несколько раз дешевле.
Поэтому на недавнем заседании правительства рассмотрены вопросы создания типовых информационных систем для госорганов и организации совместного контроля Минфина и Минсвязи за планированием финансирования госорганов в целях развития IT. Ведь это вопрос больших денег. Общий объем средств, выделяемых из госбюджета на IT по данному виду расходов, составил 81 млрд рублей, а реальные затраты — более 95 млрд рублей.
— Есть уже действующее постановление правительства о проведении Минкомсвязи экспертизы IT-проектов федеральных ведомств. Этого постановления недостаточно?
— Да, такое постановление есть. Оно действует в течение года, получен определенный опыт применения. Теперь можно подумать о добавлении в него новых положений. Их три: установлить более определенные критерии целесообразности проектов развития IT в ведомствах; разработать более рациональную форму представления ведомствами данных о проекте на экспертизу; сделать информацию об IT-проектах госведомств открытой. Что касается последнего, то планируется создать интернет-портал, где будут представлены сведения обо всех государственных IT-проектах: какое ведомство инициатор проекта, сколько на него выделено денег, как проводился конкурс, кто в нем победил. И самое главное, чем проект завершился: создана ли запланированная информационная сеть, введена ли в эксплуатацию разработанная информационная система, какой экономический эффект от ее применения и т.д. И вся эта информация будет открыта для всех.