Известия: 3D модели российских аэропортов создадут согласно новым навигационным стандартам
На сайте "Известия", опубликована статья К.Пукемова "Кабину пилотов дополнят виртуальной реальностью". В ней рассказывается о создании трехмерных моделей для навигации пилотов в российских аэропортах. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Пилоты будут сажать самолеты в российских аэропортах, ориентируясь не на устные указания диспетчера и плоскую картинку навигационного прибора, а по виртуальному 3D- маршруту, который они будут видеть перед собой. Для этого в течение года будут созданы высокоточные цифровые модели крупнейших российских аэропортов. Параллельно разрабатывается специальное оборудование для отображения «улучшенного видения» на борту и у диспетчеров, рассказали во ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ГосНИИАС).
Россия должна выполнить работы по созданию трехмерных моделей аэродромов и местности вокруг в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации, предусматривающей переход на новые стандарты навигации. Финансирование работ проходит за счет подпрограммы «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы России» Минтранса и ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники» Минпромторга.
— Первый этап работ должен закончиться через год. Несколько десятков крупных аэродромов будут приведены в соответствие с международным требованиям. Первыми — московский и санкт-петербургский авиаузлы, — рассказал один из участников проектов, генеральный директор ООО «Группа Джей Си» Евгений Черняков. — У авиационных служб на бумаге есть вся подробная картографическая информация об аэродромах, о стандартных зонах вокруг них, результаты геодезических изысканий. Всю эту информацию в наглядном виде можно будет выкатить перед глазами пилота — отображать в режиме реального времени картинку, с землей, глиссадами, коридорами для посадки. Это дорогое удовольствие, стоит десятки миллионов долларов.
В ГосНИИАС говорят, что работы уже выполняются в сочинском аэропорту специалистами научно-исследовательского центра «Геодинамика».
— В целом РФ эта работа только начинается, все крупные аэропорты должны быть переведены в цифру. Нужно сначала сделать 2D, а потом 3D, должно быть подробное объемное отображение и местности в радиусе 45 км вокруг аэродрома и сам аэродром. В центре навигационной информации практически нет такой информации — только в бумажном виде, — рассказала руководитель восьмого подразделения ГосНИИАС Лариса Вишнякова.
По словам ее коллеги, начальника отделения «Перспективные системы и комплексирование авионики самолетов ГА» ФГУП «ГосНИИАС» Геннадия Чуянова, уже выделен надежный гигагерцовый радиоканал, по которому будет передаваться информация самолетам, оснащенным новым оборудованием, об их положении в пространстве. Есть также стенды для отработки взаимодействия диспетчеров и пилотов с применением нового оборудования, отображающего трехмерную картину.
— Скорее всего, будет реализован вариант, когда на ИЛС (индикатор на лобовом стекле) будет проецироваться дополнительное изображение, то есть существующее пространство перед летчиком будет не заменяться, а подрисовываться, — рассказывает Чуянов.
В ОАО «НТЦ Промтехаэро», которое занимается сертификацией оборудования, считают, что внедрение систем, улучшающих видение пилотов, возможно не раньше 2018 года, а сейчас подобное оборудование сертифицировать для гражданской авиации невозможно, так как не утверждены соответствующие требования к нему.
— В рекомендациях Международной организации гражданской авиации предусматривается внедрение таких систем в 2018–2023 годах, — говорит начальник отдела навигации и наблюдения «НТЦ Промтехаэро» Борис Лебедев.
Евгений Черняков уверяет, что через несколько лет новым навигационным оборудованием будут снабжать все новые самолеты.
— Улучшение реального видения помогло бы предотвратить катастрофы, которые случились не только рядом с аэропортами, но и вдалеке от них; пилоту в качестве подсказки можно дополнительно транслировать не только точные модели аэродромов при заходе на посадку, но и менее точную трехмерную картинку, демонстрирующую его реальное нахождение в пространстве, — считает он.