На сайте "Сomnews.ru", опубликована статья зам. директора департамента продаж интегратора "Техносерв" Е.Якимец "Ветер перемен в ГЛОНАСС?". В ней автор рассуждает о готовности инфраструктуры проекта ЭРА-ГЛОНАСС. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Последнее время все чаще и чаще в СМИ появляются материалы по системе ГЛОНАСС. Пристальным вниманием правительства она тоже не обделена, что абсолютно закономерно: государство вложило огромные деньги в космический сегмент, к которому нет серьезных претензий. Этот этап завершился передачей функций по развитию системы от Роскосмоса к Минтрансу. Все верно: строительство наземной части должен курировать заказчик, который будет его активно использовать. И первая задача государства – с помощью ГЛОНАСС реализовать комплекс мер по обеспечению безопасности на транспорте. Идет работа по целому ряду программ: отслеживание местонахождения пассажирского транспорта, контроль транспортных средств снаряженной массой более 12 тон и, конечно, внедрение системы "ЭРА-ГЛОНАСС", ускоряющей доставку информации о ДТП до спасательных служб. По результатам, полученным из пилотной зоны системы в Курской области, понятно, что система сокращает время до начала оказания помощи при авариях до 30%, что в перспективе позволит ежегодно спасать до 4 тыс. человеческих жизней в стране.
На мой взгляд, итоги говорят лишь об одном: чем быстрей начнет функционировать система – тем лучше. Но не все так просто. В мае этого года распоряжением правительства статус федерального навигационного оператора системы был передан от "НИС ГЛОНАСС" к недавно созданному некоммерческому партнерству, в числе учредителей которого сразу несколько компаний, включая "Яндекс" и "Мегафон". По факту система ГЛОНАСС лишилась своего идеолога, однако приобрела целый спектр компаний, которые на конкурентной основе смогут предложить как государству, так и бизнесу и населению набор полезных услуг – от информирования о наличии свободных мест на ближайшей парковке до контроля за маршрутами и таймингом коммерческого транспорта. Нужно только включить фантазию! Что сказать? Решение логичное и абсолютно верное – государство вложило деньги в космос и запустило социальный проект, а в дополнение эти средства будут возвращаться обратно в форме коммерческих услуг.
Однако, повторюсь, не все так просто. Сначала все-таки надо построить наземную инфраструктуру, которая бы позволяла эти услуги оказывать: коммутационные и диспетчерские центры в регионах, взаимоувязанные друг с другом бесшовные системы мониторинга и биллинга. И здесь ключевую роль играет единообразная архитектура системы на всех уровнях. Пока же в этом затишье… Через год должна быть готова инфраструктура "ЭРА-ГЛОНАСС". Сейчас же лишь в 15 регионах из 83 приняты региональные программы внедрения технологий ГЛОНАСС, еще в 50 – только обсуждаются. В самом разгаре лето – период отпусков, а конкурсы на развитие инфраструктуры системы в 2012 году еще не разыграны.
И самый большой интерес вызывает процесс передачи проекта, если новым подрядчиком по развитию системы будет выбран не "НИС ГЛОНАСС". Ведь соответствие уже созданных объектов инфраструктуры техническому проекту системы "ЭРА-ГЛОНАСС" вызывает сомнение у большинства экспертов. Что и в каком виде получит в этом случае в наследство новый подрядчик? Понятно, что выполнить план работ на 2012 год мало, надо чтобы произошла стыковка с ранее созданной инфраструктурой…