Известия: запуск спутников для ГЛОНАСС хотят отложить
На сайте "Известия", опубликована статья И.Чеберко "Запуск спутников для ГЛОНАСС хотят отложить". В ней рассказывается о состоянии группировки ГЛОНАСС. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Намеченный на осень 2012 года одновременный запуск трех спутников ГЛОНАСС, скорее всего, будет перенесен на более поздние сроки, сообщили «Известиям» в Роскосмосе. Причина — стабильная работа всех аппаратов орбитальной группировки в настоящее время.
— Сейчас группировка укомплектована полностью и тройку новых аппаратов нецелесообразно запускать, — говорит заместитель гендиректора ЦНИИМАша, один из авторов ФЦП по поддержанию ГЛОНАСС Сергей Ревнивых. — Лучше будет запустить эти спутники в следующем году, когда подойдут плановые сроки замены космических аппаратов.
Гарантийный срок активного существования на орбите для аппаратов «Глонасс-М» составляет семь лет. В настоящее время орбитальную группировку ГЛОНАСС составляют 24 основных аппарата «Глонасс-М», запущенных с период с 2006 по 2011 год. В орбитальном резерве еще четыре годных к использованию аппарата. Один запущен в 2011 году, еще один — в конце 2007 года, и два спутника с истекшим сроком активного существования: один летает 91 месяц, другой — 79. Также на орбите летные испытания проходит новейший космический аппарат «Глонасс-К1» — по завершении испытаний он может использоваться в системе как штатный спутник. Еще два космических аппарата, запущенных в 2008 году, находятся «на исследованиях главного конструктора». Это значит, что полноценно задействовать их для навигации невозможно, но определенный функционал аппараты сохранили и с ними по необходимости проводятся некие опыты.
— Группировка последнего запуска ведет себя очень устойчиво, все аппараты работают без сбоев, — подтверждает Николай Тестоедов, гендиректор компании-изготовителя спутников «Глонасс», ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва» (ИСС). — Мнение о том, что запуск трех «Глонасс-М» стоит перенести на более поздние сроки, мне представляется обоснованным. Аппараты готовы, носитель для них готов, но решение о назначении даты запуска будет приниматься государственной комиссией ближе к концу этого года с учетом состояния орбитальной группировки.
Тестоедов добавил, что в любом случае к запуску в 2012 году готовится «Глонасс-К2» — второй спутник в серии летных испытаний навигационных космических аппаратов третьего поколения. «Глонасс-К2» уже изготовлен, добавил глава «ИСС имени Решетнёва».
Возможность отложить запуск сразу трех спутников по причине отсутствия необходимости говорит о том, что при составлении программы изготовления и запусков космических аппаратов ее авторы имели в виду куда более пессимистичный сценарий. Напомним, что в декабре 2010 года запуск связки из трех «Глонасс-М» с Байконура закончился неудачей и космические аппараты упали в Тихий океан. Не случись той аварии, нынешний резерв спутников выглядел бы еще более внушительным и тогда, возможно, речь бы шла не о переносе одного запуска, но о коррекции всей программы стартов, предусмотренных в ФЦП по развитию и поддержанию ГЛОНАСС на 2012–2010 годы. В Роскосмосе, к слову, этого не исключают, поскольку график запусков навигационных спутников на ближайшее время выглядит весьма плотным. Если запуск тройки «Глонасс-М» перенесется с этого года на следующий, то в 2013 году, в соответствии с утвержденным на сегодня графиком, предстоит запустить семь космических аппаратов для системы ГЛОНАСС. На 2014 год запланирован старт еще шести спутников, один из которых предназначен для летных испытаний, пять остальных — для штатной работы в составе системы. Получается, что за два года планируется обновить спутниковый флот ГЛОНАСС ровно наполовину, притом что сейчас всё работает хорошо и замены ни один из аппаратов не требует.
В денежном выражении отказ от запуска трех спутников одной ракетой «Протон-М» экономит бюджету более 5 млрд рублей: 1,38 млрд стоит сама ракета, 436 млн — разгонный блок «Бриз-М», 846 млн — каждый спутник «Глонасс-М», 170 млн — головной обтекатель, 50 млн стоит транспортировка всех компонентов на Байконур и 550 млн — комплекс пусковых услуг.