Известия: вокруг градостроительного конкурса на проект развития «новой Москвы» разгорелся скандал
На сайте газеты "Известия", опубликована статья А.Кашеваровой, А.Леднева и Ю.Цой "Вокруг конкурса на проект развития «новой Москвы» разгорелся скандал". В ней рассказывается об итогах конкурса. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Москомархитектура подвела итоги конкурса «Концепция развития Московской агломерации», однако на официальном сайте ведомства вывешена только часть результатов.
По неизвестной причине широкой общественности не было представлено заключение экспертного сообщества, куда вошло 40 профессионалов в области архитектуры, проектирования и урбанистики.
Зато Москомархитектура обнародовала резюме так называемого международного жюри, представленного семью специалистами из нескольких стран Европейского союза, а также из США. Так, в номинации на разработку проекта нового федерального центра победило бюро Urban Design Associates (UDA) из Америки, в двух других — развитие Московской агломерации и развитие «большой Москвы», включающей «старую» Москву и юго-западные присоединенные территории, — Antoine Grumbach & Associes Sarl из Франции.
Как рассказал источник в Москомархитектуре, результаты двух разных комиссий не публикуются, из-за того что они расходятся «кардинальным образом». Так, по решению экспертного совета, мастерская А. Чернихова заняла первое место с 7,8 балла, за ними идут бюро «Остоженка», «Грюмбах» и UDA (по 7,7 балла), на третьем месте «Вигано» — 7,4 балла.
— Победителей, которых назвало международное жюри, экспертный совет не наделил ни одним баллом. Среди фаворитов экспертов были архитекторы из Голландии, Австрии и России, — рассказал собеседник.
Стоит отметить, что русскую часть жюри представлял только заместитель мэра Марат Хуснуллин, тогда как президент Союза архитекторов России Андрей Боков и декан Высшей школы урбанистики НИУ-ВШЭ Александр Высоковский отсутствовали при принятии решений и определении победителей.
— Тут игра очень четкая: русская часть жюри фактически отсутствовала, за исключением Хуснуллина. При этом все члены жюри знакомы между собой, было понятно, кто кого в этой ситуации будет лоббировать. Жюри было иностранным, исход был предопределен, — рассказал источник в Москомархитектуре.
Экспертный совет выставлял баллы в течение всего конкурса, который длился более месяца. Каждая команда получала оценки по результатам презентаций на международных семинарах, которых было три.
— Результаты должны были объявить 30 августа, но этого не было сделано, официально они не объявлены до сих пор, — рассказал «Известиям» участник конкурса, архитектор Андрей Чернихов. — По мнению экспертов, в двух номинациях (юго-запад и лучшее решение Парламентского центра) победила наша команда. В прессу не дается эта информация.
При этом Чернихов отметил, что все команды, несмотря на принадлежность к определенной стране, были международными. Так, например, в Antoine Grumbach & Associes Sarl работал экс-директор Генплана Сергей Ткаченко.
Сам экс-директор НИиПИ Генплана Сергей Ткаченко пояснил «Известиям», что в их команду входят не только французы.
— Не совсем верно называть эту компанию французской, это франко-российская группа проектировщиков. Делать Москву силами одних иностранцев было бы странно, — говорит Ткаченко. — У меня есть архитектурная мастерская, но поскольку одним из условий конкурса было то, что проекты должны быть представлены иностранными компаниями, я пригласил в работу своих французских друзей Antoine Grumbach & Associes Sarl. Это же название и стало титульным для нашей группы.
Член президиума Экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Алексей Клименко уверен, что победа архитекторов из Франции и США не окончательная, и шансы на воплощение идей у Андрея Чернихова есть.
— Из каждого проекта будет взято то, что понравится директору Генплана Марату Максудову, разрушившему историческую Казань, и этим доблестным людям из комиссии. Москву ждет тоже самое, — заявил Клименко. — Они будут черпать из того, что разработали все архитекторы во время конкурса. Не имеет ни малейшего значения, кто именно набрал наибольшее количество очков.
При этом Клименко отметил, что с трудом верит в воплощение каких-либо идей из числа проектов, участвовавших в конкурсе по развитию «новой Москвы».
— Эта вся затея к реальности не имеет никакого серьезного отношения — денег нет. Вероятнее всего, из этого вообще ничего не выйдет, поиграли, сделали вид, что всё по правилам, ну и на этом всё заглохнет, — резюмировал Алексей Клименко.