Барт Голдхоорн (Голландия, "НИиПИ Генплана Москвы"): Пермь - первый город России, который правильно составил Генплан
На сайте "Новости Перми", опубликована интервью А.Черноусовой с Барт Голдхоорном, голландским архитектором и советник «НИиПИ Генплана Москвы» "Пермь - первый город России, который правильно составил Генплан". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
— Какое впечатление произвела на Вас Пермь?
— В течение 15 лет я посетил Пермь 4 раза. Первый раз я был здесь в конце 90-ых: все было иначе. Но общего впечатления до этого момента у меня не было. Сейчас оно, наконец, сложилось. Пермь стала более активным и по-настоящему молодым городом. Это касается и улиц, и транспорта, и магазинов, и людей. Особое впечатление на меня произвел Музей Современного искусства. Это великолепная галерея, где можно увидеть произведения искусства очень высокого качества. И это уникально, конечно, что в Перми существует такой проект.
— Пермякам было сложно принять «PERMM», в частности, из-за того, что новый музей приветствует иностранцев и «иногородцев». Как Вы считаете, нужно ли привлекать специалистов для развития города «из-за бугра»?
— Любое знание, которое уже существует, необходимо применять на практике. Разумеется, сначала необходимо привлечь специалистов, а уже потом браться за дело самостоятельно. Не нужно «изобретать велосипед», если решить проблемы можно с помощью накопленных знаний. Это касается любой области.
Например, я сейчас консультирую Институт, который занимается разработкой Генплана Москвы в связи с расширением столицы России. Я нахожу зарубежные примеры, привожу иностранных специалистов, помогаю работать с книгами. Все это для того, чтобы опыт зарубежных специалистов использовать в России, где информации и переводов пока очень мало.
— Вы уже ознакомились с Генпланом Перми?
— Конечно. Пермский Генплан - очень интересная работа. Он предполагает новый тип застройки в центре города, которая больше соответствует сегодняшней ситуации и дает застройщикам возможность участвовать в строительстве в городе. Сейчас, когда застройщик приобретает участок, у него возникает масса соблазнов: он старается создать что-то очень высокое и большое. Это очень непредсказуемый процесс, и застройщик несет большие риски: он не знает, что можно, а что нельзя. Процесс длится очень долго, слишком много согласований. Это плохо, потому что замедляется процесс строительства. С созданием Генплана появляется список действий и свод правил. Становится ясно, какой высоты можно строить здание, соответственно, гораздо легче все просчитать. Есть, конечно, компании, которых такие условия могут не устроить. Продукцию каких-то объектов адаптировать под новый регламент не получится. Выход один: искать новый продукт сейчас, пока рынок меняется.
— Пермские компании критикуют Генплан, полагая, что он несет убытки строителям. Как Вы считаете, ограничение высотности в центральной части города - это плюс или минус Генплана Перми?
— Ограничение высотности связано с качеством среды, которое необходимо сохранить в центре города. Возможности строить есть в любом случае. Может быть, появятся ограничения, зато сразу станет ясно, что делать можно, а что нельзя. Эмоции застройщиков непонятны: почему в Перми 6-ти этажные дома будут убыточны, если во всем мире они строятся и приносят прибыль. Конечно, необходимо будет подумать. Некоторым организациям придется разработать новые технологии: с теми панелями, которые предлагают заводы, построить дом будет сложно. Придется перестраивать компанию. Даже если одни компании откажутся меняться, появятся другие производители.
— Пермь не единственный город в России, который попытался создать свой Генплан. Чем уникальна работа нашего региона?
— Пермь - первый город, который правильно составил Генплан и получил принципиально новый документ. Новый в том смысле, что это не просто иностранный проект, который принесли и сделали, а настоящая адаптация зарубежного опыта к местной ситуации. Это очень большая и качественная работа. Генплан Перми - абсолютно новый продукт. Подобные проекты нужны всем, в том числе, и другим городам страны. В России масса городов со структурой, похожей на структуру Перми, и они могут использовать опыт Прикамья.
— Как Вы оцениваете организацию 48-ого конгресса архитекторов ISOCARP в России?
— Организация конгресса прекрасна. Это точно уже не 90-е годы, а абсолютно другой уровень. Здесь и высококлассное обслуживание, и размещение в отелях, и организация питания. Что же касается докладов: как всегда, какие-то выступления более интересны, какие-то менее. Без такого разнообразия не обходится ни один конгресс.