Известия: до конца 2012 года ГЛОНАСС передадут на эксплуатацию военным
На сайте "Известия", опубликована статья И.Чеберко "До конца года ГЛОНАСС передадут на эксплуатацию военным". В ней рассказывается о завершении госиспытаний навигационной системы. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Роскосмос готовит к официальной сдаче в эксплуатацию навигационную систему ГЛОНАСС. Как сообщил заместитель руководителя Федерального космического агентства Анатолий Шилов, завершить процесс планируется до конца 2012 года.
— Система будет принята в эксплуатацию в том виде, в котором уже существует год, — рассказал он. — Спутниковая группировка создана также, как и наземная инфраструктура. Остается всё это дело оформить. Должен появиться нормативный документ, после чего появится возможность выделять деньги на эксплуатацию системы.
После оформления всех надлежащих документов официальным эксплуатантом ГЛОНАСС станет Минобороны. Сегодня система находится в ведении гендиректора и генерального конструктора компании «ИСС имени Решетнева» Николая Тестоедова, который является генконструктором космического комплекса ГЛОНАСС.
— Принятие в эксплуатацию предусматривает достаточно большую последовательность действий, — рассказал Тестоедов. — Это межведомственная комиссия, проверка документации на каждом предприятии, целью чего является перевод опытно-конструкторской темы в режим серийного производства.
Орбитальный сегмент ГЛОНАСС сегодня состоит из 31 космического аппарата: 23 используется по целевому назначению, три временно выведены на техобслуживание, четыре — в орбитальном резерве, один спутник проходит летные испытания. В 1993 году система ГЛОНАСС была официально принята на вооружение — в то время гражданское использование системы активно не обсуждалось. В тот момент на орбите находилось 12 космических аппаратов, к 1995 году их количество возросло до полной штатной численности — 24 (по восемь в каждой из трех орбитальных плоскостей). В последующие годы группировка ГЛОНАСС деградировала: спутники первого поколения имели гарантийный срок службы всего три года и обыкновение часто выходить из строя. Деньги на восполнение спутникового флота выделялись нерегулярно, и к 2001 году, на момент принятия федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», на орбите оставалось всего шесть исправных спутников.
Техническое управление космическими аппаратами ГЛОНАСС изначально осуществлялось военными — сейчас спутники контролируются из центра управления Воздушно-космических войск (ВКО) в подмосковном Красноармейске. Аналогично американская система NAVSTAR GPS, послужившая прообразом ГЛОНАСС, управляется с территории базы ВВС Шривер в штате Колорадо.
По словам руководителя информационно-аналитического центра контроля ГЛОНАСС и GPS Сергея Ревнивых, государственные испытания спутникового сегмента к сегодняшнему дню завершены.
— Принятие в эксплуатацию — важный шаг с точки зрения того, что кто-то берет на себя ответственность за поддержание системы, — говорит Ревнивых. — Сейчас, формально, ГЛОНАСС находится в стадии разработки, и военные не несут ответственности за то, что с ней происходит. А так будет упорядочена ответственность. Кроме того, это важный шаг для официального признания системы ГЛОНАСС международными организациями типа ICAO (Международная ассоциация гражданской авиации) и мировым сообществом.
Один из руководящих сотрудников Роскосмоса в беседе с «Известиями» допустил, что, получив ГЛОНАСС в свое полное управление, ВКО могут столкнуться с проблемами из-за нехватки кадров, обладающих соответствующим уровнем компетенции.
Официальный представитель Минобороны РФ по войскам ВКО Алексей Золотухин уверяет, что ничего подобного не произойдет.
— В войсках ВКО достаточно специалистов, способных выполнять все задачи, которые перед ними ставятся, в том числе и по управлению ГЛОНАСС, — сказал он.
Изменения статуса системы ГЛОНАСС ждут и в Минтрансе — с 1 января 2013 года перевозчики пассажиров и опасных грузов должны будут передавать данные о своих передвижениях в специализированные центры Ространснадзора: их местоположение и маршруты будут определяться посредством ГЛОНАСС-трекеров. Чтобы эти данные могли иметь юридическую силу, система должна быть официально принята в эксплуатацию.
Факт о том, что принудительное оснащение последних 9 лет предприятий муниципального транспорта и других казенных предприятий средствами навигации, официально не принятой в эксплуатационный режим системы - говорит о многом. По крайней мере счетной палате на предмет обоснованности бюджетных расходов на систему не принятую самим государством в качестве гарантированного средства измерений с ответственными за это. Второй момент - потенциальный военный собственник и провайдер системы. Попробуйте с ним что-нибудь себе отсудить, если вдруг окажется не той точности или качества сигнал спутниковой системы. Доказать ошибку инфраструктуры ГЛОНАСС военным при гражданском правовом споре нереально. У них все секретно или стой-стреляем. Гарантировать потребителю в гражданском назначении точность, актуальность и достоверность данных при таком раскладе может только слово пресс-секретаря того генерала, которому будет вверено блюсть систему. С этого момента все математические критерии точности можно будет сдать в музей и не показывать внукам, чтобы не травмировать сознание. Скажет нарядный подполковник с экрана два сантиметра, три миллиметра - значит такая точность и есть. Верить слову офицера святая обязанность всех граждан РФ. Только вот с ИКАО, думаю проблемы так и не разрешатся. Им тупым международным авиперевозчикам по сей день невдомек: зачем одной планете над которой летают самолеты - два нуля отсчетных систем координат, по которым летают спутники, куда меньшим числом перевозящие пассажиров и грузы. А признание единой для всего мира отсчетной системы координат для наших военных страшнее потери девственности своего понимания геодезии. Так, что новость хоть и заявлена с должным пафосом, да радует мало.
теперь замените по тексту ГЛОНАСС на GPS (ru.wikipedia.org/wiki/GPS), и попробуйте себе что-нибудь отсудить у Минобороны США ))) тем более, что они вполне официально себе резервируют право вносить искажения в "гражданский сигнал".
С той небольшой разницей, что система координат в которой работает GPS открытая и несекретная для всего человечества без ограничений точности. И гражданские потребители всего мира работаю в стандартах и форматах обмена данными не зависящих от тяги военного ведомства к закрытию всего и вся. Если военные США способны управлять группировкой лучше гражданских специалистов, то этим их функционал и ограничен в мирное время. В отечественном варианте товарищи в погонах будут решать куда более широкий спектр задач, начиная от начал системы координат до кому какую точность позволительно иметь в географических описаниях. Это далеко не одно и то же. Военное ведомство США возгалавляет гражданский министр не для того, чтобы принимать парады в костюме от Бриони, а с целью разрешения правовых вопросов на уровне судов гражданского законодательства. А парады там принимает далеко не гражданский нач. штаба. Если Вы и в этом не чувствуете разницы - сочувствую.