Известия: требования Минтранса к оборудованию ГЛОНАСС не обрадовали разработчиков
На сайте газеты "Известия", опубликована статья И.Чеберко "Требования Минтранса к оборудованию ГЛОНАСС не обрадовали разработчиков". В ней рассказывается об утвержденных требованиях к обязательному телематическому оборудованию на транспорте. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Министерство транспорта РФ наконец смогло утвердить требования к телематическому оборудованию, обязательному к установке на пассажирском транспорте и средствах перевозки опасных грузов с 1 января 2013 года. 13 сентября приказ Минтранса N285 зарегистрирован Минюстом, после чего он стал действительным.
В Минтрансе возились с утверждением спецификаций оборудования откровенно долго - их планировали выпустить еще в первой половине прошлого года, но процесс межведомственных согласований затянулся настолько, что дату обязательного оснащения транспортных средств телематическим оборудованием перенесли на год - с 1 января 2012 года на первый день 2013 г. Публикация требований к оборудованию в середине сентября стала еще одной задержкой: чтобы провайдеры оборудования и навигационных сервисов успели заказать китайским производителям крупные партии устройств (к Новому году нужно оснастить порядка 900 тысяч транспортных средств), отвечающих объявленным спецификациям, получить их, сертифицировать, а затем провести кампанию по их массовой установке на транспорт, нужно как минимум полгода - о таких сроках заявляют все поставщики навигационного оборудования.
Также не решен вопрос с инфраструктурой, которая будет собирать и хранить переданную ей информацию о передвижениях ТС: по информации замминистра транспорта Андрея Цыденова, 450 млн рублей на создание комплексной информационно-аналитической системы контроля транспортных средств с использованием технологий ГЛОНАСС/GPS (КИАСК) будут выделены в ближайшее время - сейчас вопрос на согласовании в Минэкономики.
После этого Ространснадзор объявит тендер, начнет принимать заявки и объявит победителя, который приступит к реализации проекта. На все эти действия останется чуть более трех месяцев. Несмотря на стопроцентную вероятность очередного срыва сроков кампании по обязательному оснащению ТС телематическими терминалами, контрольные даты переноситься не будут, уверяет собеседник «Известий» в Ространснадзоре. По его словам, на деле возможно негласное послабление: в первые полгода органы Ространснадзора не будут устраивать целевых проверок наличия навигационного оборудования у перевозчиков.
Что касается самих спецификаций оборудования, то они представляют собой компромиссный вариант, к которому, тем не менее, у производителей осталась масса вопросов. Компромисс в том, что перевозчик может на выбор поставить у себя либо просто телематическое оборудование, позволяющее дистанционно изучить его маршрут и режим движения (о таком приборе шла речь изначально), либо терминал системы «ЭРА-ГЛОНАСС». «ЭРА» расшифровывается как «экстренное реагирование при авариях» - идеология системы в том, что в случае ДТП сигнал о нем моментально поступит экстренным службам с указанием точных координат. Обязательное оснащение оборудованием «ЭРА-ГЛОНАСС» планируется в России с 2015 года, соответственно перевозчики могут выполнить требования будущего уже сейчас. Для этого им нужно установить терминал, обеспечивающий передачу сообщения о ДТП и установление двустороннего голосового соединения с оперативными службами в течении часа после ДТП.
Час автономной работы при отключении питания - общее требование к терминалам как для пассажирского, так и для грузового транспорта, перевозящего опасные вещества. По устойчивости к механическим воздействиям станции должны сохранять работоспособность при ударах с одной из трех сторон с длительностью ударного импульса 6 м/с при пиковом ударном ускорении 25 g. Прибор должен быть защищен от пыли, вертикально падающих капель воды и соответствовать уровню взрывозащиты Ex e IIB T4 - аналогичным уровнем взрывозащиты обладают многие автомобильные двигатели.
Ряд параметров абонентских терминалов кажутся провайдерам избыточными.
— Мы с начала лета следим за разработкой данного приказа и неоднократно вносили свои предложения, но, к сожалению, в приказе остались такие пункты как требования к конкретным внешним портам, таким как CAN, USB, RS232, RS485 и т.п. - сетует Иван Федоров, руководитель департамента по разработке продуктов и сервисов ОАО "Русские Навигационные Технологии". - На данный момент все эти интерфейсы действительно используются в разном оборудовании, но требовать поддержку всех их сразу на наш взгляд излишне, и в дальнейшем может препятствовать применению новых технологий. Мы предлагали везде в приказе указывать только функциональные требования вместо технических, так как это не ограничивает разработчиков в использовании современных технологий.
У ведущего специалиста отдела развития группы компаний «Эшелон Геолайф» Михаила Каштанова удивление вызвали два пункта приказа Минтранса:
— Слишком большая допустимая максимальная погрешность в определении координат – 15 метров. Оборудование, устанавливаемое, например, нашей компанией, обладает погрешностью менее 10 метров, и здесь мы не являемся уникальными. Также на мой взгляд избыточен требуемый объем памяти терминала - он составляет 150 000 событий и позволяет хранить информацию, собранную устройством за несколько суток. Даже при передаче данных от устройства в систему один раз в сутки, будет достаточно в несколько раз меньшего объема памяти.
Вице-президент по технологиям Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» Евгений Белянко отметил, что в приказе определен унифицированный протокол, по которому бортовое оборудование передает данные в центр мониторинга:
— Этот протокол разработан в России специально для этих целей, и доступен всем производителям в виде бесплатных исходных текстов программы. Это позволит быстро разработать совместимое оборудование многим компаниям, что создаст большой конкурентный рынок и неизбежно снизит цены.
В «Русских Навигационных Технологиях" заявляют, что предлагали не унифицировать протокол, поскольку это может способствовать монополизации рынка:
— Главным вопросом для нас остаётся стандартизированный протокол передачи данных с оборудования. В каждом регионе будет создан центральный оператор, который будет собирать данные со всего транспорта для региональных ведомств и сможет подключать напрямую оборудование любых производителей. В конечном итоге это может привести к тому, что коммерческим операторам придётся конкурировать с государственным оператором, - говорит Федоров. - Также не исключено административное давление со стороны такого оператора.
По мнению Федорова, в данном приказе налицо избыточное регулирование, и это в дальнейшем может замедлить развитие отрасли и сделать российские продукты неконкурентными на международном уровне.