На сайте газеты "Известия", опубликована статья И.Чеберко "Бюджет ГЛОНАСС встал на твердую почву". В ней рассказывается о ФЦП ГЛОНАСС. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Александр Гурко, глава некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС») предлагает переписать федеральную целевую программу «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС», чтобы выделить больше средств на наземное внедрение телематических приложений.
Свое предложение Гурко изложил в письме на имя вице-премьера Владислава Суркова, курирующего развитие ГЛОНАСС (копия есть у «Известий»). «В действующей программе в интересах внедрения технологий ГЛОНАСС предусмотрено 32,78 млрд рублей, что составляет 10% от общего объема госфинансирования, – пишет Гурко Суркову, – По нашему мнению, такое соотношение финансирования на обеспечение масштабного использования системы ГЛОНАСС не соответствует целям программы».
ФЦП по ГЛОНАСС на 2012-2020 годы была принята в марте этого года – с опозданием от запланированного графика примерно на три месяца. Как обычно в таких случаях, Минэкономики и Минфин до последнего момента не согласовывали проект ФЦП, требуя сокращений: с лета 2011 года бюджет программы сократился с 462 млрд рублей до в итоге утвержденных 326 млрд рублей. Согласованием проекта ФЦП с министерствами занимался Роскосмос как заказчик программы.
Когда речь заходила о вычеркивании каких-то статей, первым делом под нож шло все, что касалось наземного внедрения технологий на основе ГЛОНАСС. Во-первых потому что Роскосмос отвечает главным образом за космический сегмент навигационной системы и внедрение телематических устройств в народное хозяйство не относится к компетенции космического агентства. Во-вторых, деньги по «наземным» статьям программы предназначались в основном Минтрансу и авторам текста ФЦП было гораздо легче срезать программу другому ведомству, чем самим себе. В итоге утвержденная программа получилась очевидно космической, что признают даже в Роскосмосе.
К сегодняшнему дню спутниковый флот системы полностью укомплектован, а наземное внедрение технологий ГЛОНАСС идет не столь гладко. Сроки обязательного оснащения пассажирского транспорта телематическими устройствами перенесли на год, Ространснадзор до сих пор не построил инфраструктуру для сбора информации с оснащенных ГЛОНАСС-терминалами авто, есть и другие проблемы.
На этом фоне доводы Гурко о том, что главная задача сейчас состоит в наземном внедрении ГЛОНАСС-технологий, попали на благодатную почву. Как рассказал «Известиям» сам Гурко, в ответ на обращение Сурков поручил некоммерческому партнерству «проанализировать ФЦП, обсудить ее вместе с участниками рынка услуг и производства навигационного оборудования и представить предложения по повышению эффективности использования средств». По словам Гурко, такая работа уже начата.
В секретариате Владислава Суркова информацию о возможной коррекции ФЦП оставили без комментариев.
Высокопоставленный источник в Роскосмосе подтвердил, что вице-премьер дал поручение НП «ГЛОНАСС» представить проработанные с участниками рынка навигационных услуг предложения по повышению эффективности использования средств ФЦП ГЛОНАСС.
— Роскосмосу, Минтрансу, Минрегиону, Минкомсвязи в связи с этим поручено предоставить НП «ГЛОНАСС» подробную информацию по ФЦП, – говорит источник в Роскосмосе, – Нашим мнением на этот счет пока не интересуются. Наверное, оно представляется им очевидным.
Участники рынка считают пересмотр ФЦП ГЛОНАСС возможным.
— Я в этом вопросе поддерживаю Гурко, – заявил исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда Сколково Сергей Жуков. - Когда мы тратим серьезные деньги на создание и поддержание орбитальной группировки, не вкладывать деньги в наземный сегмент это значит отдавать рынок производителям из других стран, проще говоря кормить иностранный бизнес. Непонятно зачем нам это делать.
Источник в Роскосмосе предположил, что экономия средств на космическом сегменте не скажется на параметрах сигнала со спутников. Он напомнил, что на 2012 год был запланирован старт «Протона» со связкой из трех аппаратов «Глонасс-М». Однако стабильная работа спутников, находящихся на орбите, позволила перенести старт на более поздние сроки.