На сайте "Gudok.ru", опубликована статья А.Солнцева "Навигация оптимизирует ремонт пути". В ней рассказывается о применении спутниковых технологий для управления щебнеочистительной машиной. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Технология позволяет создавать 3D-модели путей и станций, сравнивать плановые показатели с реальными, выявлять отклонения и затем автоматически управлять всеми типами путевых машинных станций.
Как рассказал первый заместитель гендиректора ОАО «НИИАС» Игорь Розенберг, подобные технологии появились на стыке спутниковых и геоинформационных систем в ходе реализации проекта Комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта.
С помощью этой системы будет сформировано единое координатное пространство российских железных дорог. Это будет 3D-моделирование: в такой проекции каждый объект будет иметь свои географические координаты.
Традиционные железнодорожные карты – это схемы, в которых объекты привязаны к пикетам – определённым объектам. И только эти объекты имели пространственные координаты. Причём раньше сведения о них были засекречены. Сейчас же из космоса можно разглядеть даже гайки на рельсах, поэтому засекречивать их бесполезно. А между тем пикетные схемы создают неудобства ремонтникам: от этого страдает точность измерений. Ведь нужно время для сравнения проектных решений с текущим состоянием пути, чтобы выявить изменения, возникшие из-за воздействия климата или проследования поездов.
«Новая технология позволит сократить затраты на изыскания, проектирование и выправку пути, автоматически контролировать качество работ и оптимизировать использование ремонтных машин», – уточнил Игорь Розенберг.
Сейчас щебнеочистительной машине приходится проходить некоторые участки пути повторно, чтобы качественно вырезать загрязнённый балласт и выровнять путь. А если на ней установить оборудование ГЛОНАСС/GPS, то после обработки спутниковых данных на компьютере можно добиться укладки щебня с точностью до 3–5 мм.
Машине не понадобится лишний раз выполнять манёвры. Удастся высвободить часть работников путейских бригад, сократить потери от задержек поездов, вызванных технологическими «окнами», и сберечь щебень при укладке балласта.
Это возможно за счёт более эффективного определения чистого и загрязнённого слоёв.
Сейчас, сколько надо вырезать щебня, определяют вручную, сравнивая данные с контрольными метками. При работе ночью возникают сложности, а когда поджимает время - увеличивается погрешность. Для гарантии качества увеличивается глубина зачистки. А это лишние расходы щебня.
Для управления машинами через спутник надо предварительно провести геодезические измерения и получить объёмную высокоточную карту.
Георадарное обследование проведено на направлении Москва - Санкт-Петербург - Бусловская. Данные расшифрованы и введены в компьютер. Созданы первые цифровые 3D-модели пути.
Это и позволило провести испытания по автоматическому контролю работы RM-80. В результате точность работ на всех этапах повысилась не менее чем вдвое. «По экспертным оценкам, экономический эффект от перехода на технологии постановки пути в проектное положение на основе координатных методов составляет не менее 5 млн руб. в год на одну путевую машинную станцию, если техника там будет оснащена спутниковыми системами», - подытожил Игорь Розенберг.