Известия: участники рынка геоинформатики считают объявленный Минэнерго конкурс профанацией
На сайте "Известия", опубликована статья И.Чеберко "К участию в конкурсе Минэнерго привлекут прокуратуру". В ней рассказывается о тендере на создание схемы территориального планирования Российской Федерации в области энергетики. Приводим текст полностью.
Минэнерго России на прошлой неделе опубликовало условия тендера на создание схемы территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, которые сразу вызвали протесты со стороны потенциальных исполнителей данного заказа — участников рынка геоинформационных технологий. Их возмутили как сроки исполнения заказа (7–10 дней), так и максимальное вознаграждение — всего 26 млн рублей.
Одной из главных задач работы декларируется создание геоинформационного сервиса (ГИС), обеспечивающего учет, ведение и актуализацию информации об объектах энергетики и трубопроводного транспорта федерального значения. В качестве объектов будущего ГИС упомянуты магистральные трубопроводы для транспортировки жидких и газообразных углеводородов, сети газораспределения, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля и сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля, атомные электростанции, санитарно-защитные зоны атомных электростанций, объекты хранения, захоронения и переработки радиоактивных отходов.
Также ГИС должен содержать информацию о гидроэлектростанциях установленной мощностью 100 МВт и выше, линиях электропередачи (ЛЭП) напряжением 220 кВ и выше, электростанциях, генерирующая мощность которых составляет 100 МВт и выше, подстанциях напряжением 220 кВ и выше, ЛЭП, пересекающих границу РФ, обеспечивающих соединение и параллельную работу энергетических систем различных субъектов федерации и необходимые для выдачи мощности новых электростанций, мощность которых превышает 500 МВт.
Все это должно быть представлено в векторном формате в масштабе 1:100 000, а по отдельным объектам, определяемым заказчиком в ходе работы, в масштабе 1:50 000.
В пояснительной записке к энергетической схеме исполнитель должен отобразить сведения о стратегиях развития в области энергетики и трубопроводного транспорта, приоритетных национальных проектах, межгосударственных программах, при реализации которых осуществляется создание объектов федерального значения в области энергетики и трубопроводного транспорта. Также Минэнерго просит оценить возможное влияние планируемых для размещения объектов федерального значения в области энергетики и трубопроводного транспорта на комплексное развитие территорий.
— За предполагаемые 7–10 дней такую работу сделать невозможно — у вас просто уже должны быть все эти материалы, — считает руководитель Межрегиональной общественной организации содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг (ГИС-Ассоциация) Сергей Миллер. — Главное, что техзадание от Минэнерго противоречит вступившему в силу в этом году закону о Государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК), которая создается с целью повышения прозрачности и упорядочения рынка энергоресурсов. В законе говорится, что поставщиками информации должны быть те, кто несет за нее ответственность. Это нужно, чтобы стимулировать как государственных, так и частных участников рынка предоставить информацию о себе. А теперь Минэнерго заказывает масштабный проект развития отрасли, который никак с идеологией закона о ГИС ТЭК не согласуется. Методологически данный проект сформулирован на уровне 20-летней давности.
В ГИС-Ассоциации подчеркивают, что, перед тем как объявить тендер, представители Минэнерго консультировались с представителями специализированных компаний (членов ассоциации) на предмет установления оптимальной цены работы и сроков ее выполнения. Эксперты называли сроки в районе полугода и смету на уровне 85–93 млн рублей.
— По-хорошему, эта работа займет год, — считает Анна Береговских, генеральный директор группы компаний ГРАД. — Минимум это полгода. Когда всплывает конкурс с такими условиями, то, не подозревая никого конкретно, можно только вновь посетовать на несовершенство ФЗ-94. Мы знаем случаи, когда тендеры объявляются под конкретного участника, который к моменту объявления конкурса мог выполнить работу и за счет этого получает неотыгрываемое преимущество на торгах.
Версию о том, что условия тендера могут быть написаны под какого-то конкретного участника, разделяют не все.
— Такой сценарий маловероятен, мы бы наверняка знали, если бы кто-то делал столь масштабный проект, — говорит Миллер. — В любом случае мы теперь будем следить за развитием событий. Сейчас у нас на сайте идет активное обсуждение наших дальнейших действий.
Участники ГИС-Ассоциации заявляют о намерении написать обращение в Генпрокуратуру, ФАС, равно как и обратиться за разъяснениями в министерство, объявившее конкурс.