Известия: в Сколково создают дирижабль для зондирования недр
На сайте "Известия" опубликована статья П.Панова "В "Сколково" создадут дирижабль для охоты за алмазами и газом." Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Резидентом кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» 1 ноября стал проект по созданию воздухоплавательного электроразведочного комплекса (полное название — «Воздухоплавательный электроразведочный комплекс с автономным мобильным полевым базированием для электромагнитного зондирования недр и поисков месторождений полезных ископаемых»).
Проект подразумевает разработку и создание воздухоплавательного комплекса, а точнее, аэростата. Аппарат будет оснащен высокоточным оборудованием для проведения воздушного электромагнитного зондирования недр Земли для поиска в труднодоступных регионах месторождений различных ископаемых, среди которых углеводороды, цветные и благородные металлы, алмазы, а также источники пресных и термальных вод.
Зондирование недр будет осуществляться с помощью высокочувствительной генераторно-измерительной импульсной электроразведочной системы.
Система использует новый метод импульсной электроразведки с шумоподобными сигналами, который основан на импульсном возбуждении электромагнитного поля и соответствующей обработке сигнала и обладает повышенным отношением сигнал/шум и увеличенным числом гармонических составляющих в сигнале. Очень важный элемент в строительстве - это обсада , позволяющая выполнить округлые формы оконных и дверных проемов.
— Если говорить простым языком, то на оболочке аэростата буду закреплены шнуры, которые будут испускать импульсы в землю и принимать их обратно. Мы будем получать информацию об уровне колебаний и сопротивления, и на их основе будет выстраиваться изображение, говорит руководитель проекта Алексей Воронин.
Также мы хотим оснастить данный аэростат еще несколькими приборами для более точного определения и предложения большего перечня услуг, например аэросъемки, потому что без рельефа сложно производить работы. Также планируется использование гравиметра (прибор, определяющий разность плотностей в пластах земли). Вместе все результаты будут давать полную картину.
Воронин добавил, что аэростаты оснастят мобильным автономным пунктом полевого базирования, включающим пункт управления воздушным движением. Это позволит обойтись без дорогостоящей авиационной инфраструктуры и радикально уменьшит время подлета к участку работ.
— Для данного проекта возможны разные исполнения — беспилотное и пилотируемое (с гондолой, в которой будет сидеть пилот). У нас сегодня стоит задача провести большое количество испытаний в воздухе. Сейчас дело состоит в первую очередь не в построении комплекса, а в доработке оборудования. Нужно посмотреть, как система будет работать в воздухе в различных вариантах, говорит Воронин.
Специалист оценил стоимость продолжения работ в $ 10 млн. В эту сумму войдут создание аэростата (оболочка, гондола, двигатели и т.д.), комплекса автономного базирования (палатка для сбора и т.д.), системы дистанционного управления с земли, а также испытания, бортовое и наземное оборудование (для аэросъемки, магнитной георазведки и гравиметрии).
В Российском геологическом сообществе (РГО) подтвердили, что данные работы должны осуществляться с воздуха, а система воздушных и космических устройств позволяет проводить работы в режиме реального времени.
— С появлением космических и воздушных методов геологи получили вожделенный инструмент «от общего к частному». Данный инструмент дает возможность мониторинга в режиме реального времени. Изображения поверхности в различных зонах электромагнитного спектра, конечно, задерживают информацию о геологическом строении данной территории. Эта информация зачастую маскируется, и приходится применять позиционные методы распознания с воздуха, говорят специалисты РГО.
Плюсы использования подтвердил заместитель гендиректора по испытаниям и эксплуатации научно-производственного объединения «АВГУРЪ – РосАэроСистемы» Леонид Путинцев.
— Есть некоторые виды зондирования, которые требуют отсутствия вибрации и малой скорости перемещения относительно земной поверхности. Причем скорость такова, что применение вертолета затруднено и неэкономично, — поясняет Путинцев. — Помимо этого, аэродинамические особенности вертолета создают сильную вибрацию. Когда мы привозили дирижабли для мониторинга и сканирования земной поверхности, качество сканирования и съемок, по мнению и отзыву специалистов, становилось на порядок выше, чем с вертолета.
Специалист также отметил, что с экономической точки зрения этот вопрос упирается в организацию работ. При наличии всех условий и доброй воли можно организовать работы так, что с точки зрения финансов работы с дирижабля будут смотреться куда выгоднее, нежели применение традиционных летательных аппаратов.
По мнению создателей, такой аппарат был бы незаменим при изучении труднодоступных и заболоченных регионов со слабо развитой или отсутствующей инфраструктурой, таких как Восточная Сибирь, побережье северных и восточных морей. Помимо применения внутри страны данный аэрогеофизический комплекс мог бы активно использоваться и за рубежом для выполнения коммерческих заказов со стороны иностранных компаний (в особенности для стран с большой площадью территории и/или шельфа: США, Канады, Австралии, Бразилии, Китая, Норвегии и др.).